Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/373]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
373 всемирным, придет мессия (по Уставу yahad - двое), чтобы вести эсха¬
тологическую войну, судить мир и уничтожить его. Тогда установится
Царство Божье на земле. В раннем христианстве мессия приходит, что¬
бы творить суд Божий.1732 В силу ряда обстоятельств [...] в христианст¬
ве на первое место вышел мессианизм, [... ] культ воскресшего Христа-
искупителя. В исламе мессия должен придти в неопределенном будущем, месси¬
анского культа нет. До его прихода (и, вероятно, для его прихода) нужно
создать общину и повести ее на джихад, священную войну против не¬
верных, то есть на эсхатологическую войну. Таким образом, как христи¬
анская, так и исламская доктрины восходят к Кумрану, точно стволу де¬
рева, ветви которого разошлись в разные стороны. В связи с этим важно, что ислам признает Иисуса Христа пророком,
не признавая его Христом, мессией, то есть отрицая его приход в каче¬
стве мессии, его воскресение.1733 Это позиция иоаннитов (мандеян), об¬
щина которых продолжала существовать в Ираке еще в XIX в. На той
же позиции находились и некоторые другие группировки, выпавшие в
так называемые секты после поражения в Великой Иудейской войне, то
есть после поражения эсхатологической войны и победы паулинистско-
го направления. Очевидна преемственность между такого рода органи¬
зациями и той, которую создал Мухаммед (точнее, из которой вышел Му¬ 1732 См. Апокалипсис [Откр.5]. 1733 [См. напр. Коран 19.31(30)-36(35): «Он (Иса) сказал: ‘Я - раб Аллаха,
Он дал мне писание и сделал меня пророком. И сделал меня благословенным,
где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я вижу, и бла¬
гость к моей родительнице и не сделал меня тираном, несчастным. И мир мне
в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен
живым!’ Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомнева¬
ются. Не подобает Аллаху брать Себе детей, хвала Ему!» Ср. Коран 2.254(253):
«Вот - посланники! Одним мы дали преимущество перед другими. Из них бы¬
ли такие, с которыми говорил Аллах и вознес некоторых из них степенями.
И Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом
святым. И если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них,
после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди
них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах по¬
желал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает». Ср. Ко¬
ран 5.116(116)-! 17(117) и др.]