Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/37]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
37 *** Кумранские комментарии давали анализ и трактовку текущего, а не
будущего времени, анализ текущего момента, действительные события
(факты) подтверждали главный вывод, сделанный общиной, - это эс¬
хатологическое время, «конец дней», время эсхатологической войны сы¬
нов света с сынами тьмы. Аналогом кумранских комментариев была
публицистическая партийная литература периода Октябрьской револю¬
ции, гражданской войны и 20-х годов, когда революция в России рас¬
сматривалась как начало мировой революции и пристально следили за
всеми политическими событиями международной жизни, видя в них
симптомы приближения девятого вала. Старки и Дюпон-Соммер понимают под «главой царей Иавана» Пом¬
пея, который в 64 г. до н. э. положил конец существованию государства
Селевкидов в Сирии.106 Падение Селевкидов означало, что в пределах
всего Средиземноморья (то есть в пределах всего тогдашнего мира) не
было ни одной великой державы. Средиземноморская полисная рабо¬
владельческая система переживала состояние политического кризиса.
Иными словами, картина тогдашнего мира подтверждала правильность
эсхатологического учения Кумрана, наступал последний период царст¬
ва Велиала. *** Политические позиции Антигона и Кумрана были различны. Эсха¬
тологическая война сынов света с сынами тьмы и война за восстанов¬
ление независимого Иудейского государства Маккавеев (даже «народ¬
ного государства») - разные вещи. Те и другие боролись за массы. Пря¬
мая поддержка Антигона Кумраном означала бы ликвидацию партии
евионим и в случае победы, и в случае поражения. Евиониты не были
бы революционерами, если бы согласились на «Маккавейскую войну»,
и они были бы плохими революционерами, если бы не участвовали в
борьбе против Рима в ходе этой Второй Маккавейской народно-освобо¬
дительной войны и не боролись за массы. Как видно по кумранским
Комментариям и по Иосифу Флавию, они (евиониты) воевали насмерть, 106 См. Амусин. Тексты Кумрана, с. 119.