Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/369]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
369 нок» и eda Дамасского документа в исламе оказалось все общество сы¬
нов Авраама; как видно по IV Евангелию и Евангелию от Матфея,
термин «сыны Авраама» равнозначен термину «избранники» или «из¬
бранный народ», сравните термины «новый народ»1724 1725 в канонических
Посланиях и «община избранников Бога»1726 в кумранских Коммента¬
риях. Согласно родословию книги Бытия, Авраам - отец Иакова (Израи¬
ля) и Исмаила, родоначальника арабов. Термин «сыны Авраама» в ис¬
ламе включает по определению как сынов Иакова (Израиль), так и по¬
томков Исмаила - арабов, призванных Богом. Линия преемственности
между Кумраном и исламом устанавливается иначе, чем линия преем¬
ственности между Кумраном и каноническим христианством, органи¬
зационно-тактические и организационно-структурные формы массового
движения изменены, потому что арабы находились на стадии кризиса и
распада родоплеменных структур, неизменной осталась направленность
организованного массового движения против всей системы античной
рабовладельческой цивилизации. Если в раннем христианстве сохранилась структура кумранской ор¬
ганизации, разделенной на ядро [профессиональных революционеров]
и широкую общину, и изменения происходили внутри этой организа¬
ционной структуры, которая все больше демократизировалась по мере
конституирования и укрепления культа главы общины, причем руковод¬
ство рассматривалось и действовало в качестве поставленных Учите¬
лем временных (и полномочных) его представителей («замов»),1727 то в
исламе, на первый взгляд, совершенно нет организационной структуры
Кумрана. Конечно, в исламской общине тоже есть ядро руководителей и
есть «масса» призванных, но нет культа главы общины, скрепляющего
ее единство [...].1728 В исламе никакого мессианско-эсхатологического
культа нет, а эсхатология является главной идеей и участие в джихаде -
главным делом и первой обязанностью мусульманина, на которые он
призван. 1724 См. Устав yahad, текст «Двух колонок» и Дамасский документ. 1725 [См. прим. 669 на стр. 167-168.] 1726 [См. прим. 236 на стр. 64.] 1727 См. Дамасский документ, Дидахе, Послания, апокрифические Евангелия. 1728 [В рукописи следует запись:] Запрет пить вино в сочетании с предстоящим
приходом Махди.