Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/366]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
366 *** Сознание народных масс - сознание коллективное, обыденное, куль¬
товое, мифологическое. Его основа - вера в осуществимость интересов
коллектива в целом и каждого из его членов. Принадлежность к данно¬
му коллективу оказывается санкцией на право пользования благами,
санкцией на жизнь, а нравственность, то есть соблюдение принятых кол¬
лективом правил поведения, есть необходимое и достаточное условие
принадлежности к коллективу и коллективному сознанию. Эта система
замкнута, ее регулирует не сознание рациональности тех или иных дей¬
ствий, а вера в незыблемость коллектива, рода, его прославление, то есть
миф, рассказ о величии коллектива. Притчи, бытовизация изложения, молоко младенцам1717 1718 («внешним
все дается в притчах»1719) - суть та литературная форма, в которой «про¬
стые люди» только и могут принять учение, она соответствует их вос¬
приятию, соответствует обыденному сознанию. Это обыденное созна¬
ние насквозь пропитано мифом, поэтому учение Кумрана может быть
изложено только как учение Учителя; но для того, чтобы это учение бы¬
ло принято, этого недостаточно, необходимо, чтобы сам Учитель был
принят. Поэтому нужно, чтобы его учение, он сам и его жизнь были еди¬
ны. И этого тоже недостаточно. Необходимо, чтобы догматические фак¬
ты, касающиеся учения и Учителя, были изложены в такой форме, ко¬
торая понятна и привычна людям, то есть в мифологической форме. *** Понятие «Сын Божий» имело конкретный, исключающий языческое
понимание термина смысл. Этот смысл дан в новозаветном каноне и со¬
хранился в нем, несмотря на Никейский собор (два варианта формулы
воплощения - синоптический и IV Евангелия). Никейский собор возвел
Христа в ранг богочеловека и приравнял к понятию «бог», в языческом
понимании. На этом процесс перехода раннего христианства со всеми
его «наивностями» и близостью к революционному и рабочему движе¬
нию середины XIX века1720 был закончен. Христианская церковь пошла 1717 [Тас., Ann. 15.44]. 1718 [Шетра 2.2; 1Кор.3.1-2; Евр.5.13 и др.] 1719 [Мк.4.11]. 1720 [Фридрих Энгельс. К истории первоначального христианства, с. 15-16;