Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/362]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
362 власть императора, как признавала она с тех пор всякую власть, ибо вся¬
кая власть от Бога,1705 жив Господь! - но не признала и никогда не при¬
знает поклонения мертвым богам, идолам, и обожествления человека. Маркион1706 игнорировал эсхатологию Павла, она уже потеряла зна¬
чение, так как эсхатология была исключена из культа. «Неверующие во Христа» в канонических Евангелиях - это те, кто
не признал данную трактовку культа, лишенного эсхатологии. [Иродиане] Почему Иродиане говорят о «динарии кесаря»,1707 то есть о подати
кесарю? Очень просто. Иродиане - это те, кто в Галилее, области Иро¬
довой, то есть это подвластные Ироду жители Галилеи.1708 Это не сто¬
ронники Ирода, а его подданные. А галилеяне - это последовате¬
ли Иуды Галилеянина. Таким образом, в Евангелиях жители Галилеи
названы «иродианами»,а члены Галилейской общины -«га¬
лилеянами». Поэтому Иисус - Галилеянин,1709 хотя он родом из Вифлее¬
ма Иудейского и должен был бы называться «Вифлеемлянином». Более благополучии государства, доколе мир стоит. Мы признаем его за человека, ко¬
торый хранит данную ему от бога в удел власть, который поставлен богом и ко¬
торый ниже одного толью бога... Мы также приносим жертвы за благоденст¬
вие императора, но приносим их единому нашему и его богу, а жертвы эти -
молитвы, предписанные нам богом... Мы составляем большую часть империи,
а между тем мы настолько тихи и выдержанны, что вы знаете нас только как
одиночных частных лиц...» (Tert., AdScapulam, 2; пер. А. Рановича).] 1705 Вот куда попал лозунг зелотов «Нет власти аще не от Бога», не находите ли
вы сходства с лозунгом Маркса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в ста¬
линское и послесталинское время? 1706 [См. прим. 966 на стр. 229.] 1707 [Мф.22.15-22; Мк. 12.13-17; ср. Лука 20.20, вде «иродиан» нет.] 1708 См. Лука 23.5-7; см. «Иродов дом» у Луки [см. Лука 8.3, где упоминается
«домоправитель Иродов»]. Поэтому Пилат отсылает Иисуса на суд Ирода Ан-
типы; см. Евангелие Петра, где Иисуса судит Ирод Антипа [Петр. 1.1 - 2.5]. 1709 [См. Мф.26.69; Лука 23.6].