Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/360]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
360 нял, сводил и разводил чужие горячие, яростные и вдохновенные стро¬
ки, ткань его полотна связана узелками притч, и только в притчах зву¬
чит подлинный голос автора компиляции. Он спокоен и невозмутим как
будда, когда расписывает благовещение Марии и предсказывает, что
пронзит ей душу,1693 и приводит чужой текст, плача по Иерусалиму1694 и
рассказывая о молении Иисуса о чаше.1695 Я думаю, что если бы кроме
сына Наинской вдовы1696 Лука воскресил еще несколько баз зелотских
повстанцев 66-70 гг., и даже саму Масаду, ни один зелот ему все равно
бы не поверил. Демагогия Луки прозрачна. И хотя у него нет поноше¬
ния сынов Зеведеевых, как в Евангелиях Марка и Матфея,1697 смоков¬
ницы и Гефсимании, а есть вместо этого гора Елеонская и ангел укреп¬
ляет Иисуса, когда он молится о чаше,1698 но уже одно исцеленное ухо
раба первосвященника при аресте Иисуса,1699 отсутствие казни Иоанна
Крестителя Иродом Антипой и снятие с последнего вины за казнь Ии¬
суса1700 показывают, что Евангелие от Луки - это исторический доку¬
мент, отражающий поворот начала II века от евионитско-зелотской плат¬
формы общины Иакова Праведного к конформистской платформе хри¬
стианства, поворот, вызванный введением замкнутого культа воскресе¬
ния искупителя. Этот замкнутый культ уже был, компромисс уже был
достигнут, культ уже был введен в практику христианских общин, ко¬
гда Лука писал свое Евангелие. Евангелие от Луки завершает этот про- с книгой Р.Дж. Коллингвуда, которого Η. Е. высоко ценила: «Историю, конст¬
руируемую с помощью отбора и комбинирования свидетельств различных ав¬
торитетов, я называю историей ножниц и клея... в действительности это не ис¬
тория вообще, потому что в ней не удовлетворяются необходимые условия на¬
учного знания; но до недавнего времени существовала толью такая история, и
большая часть того, что люди читают и даже пишут по истории сегодня, при¬
надлежит истории этого типа» («Идея истории», с. 245).] 1693 [Лука 2.35]. 1694 [Лука 21.5-28; ср. Мк.13; Мф.24]. 1695 [Лука 22.39-46; ср. Мк.14.32-12; Мф.26.36-16]. 1696 [Лука 7.11-16] город Наин был военной базой Симона бенГиора [см. Joseph.,
Д/4.9.4-5]. 1697 [Мф.20.20-28; Мк. 10.35-45; ср. Лука 22.24-30, где сыны Зеведеевы не упо¬
мянуты]. 1698 [Лука 22.39-44]. 1699 [Лука 22.51]. [Лука 23.10-12]. 1700