Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/36]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
36 шее кризис античное общество, стали революционной силой, которая
подорвала это общество изнутри. Фактически это был главный враг Ри¬
ма, куда была внесена не религия, не иудаизм, не христианство, была
внесена революционная идеология. Результатом была ликвидация ста¬
рой формы общности и установление, рождение новой, которая была ре¬
зультатом и победы революции, и ее поражения. Падение республики в
Риме, переход к империи и превращение партии евионим в христиан¬
скую церковь представляют собой две стороны одного процесса. Кризис Римской республики падает на 30-е годы II в. до н.э. и про¬
должается до установления принципата Августа. Социально-политиче¬
ский кризис в Иудее, на почве которого начинается подъем революции
и возникает мессианско-эсхатологическая доктрина (книги Даниила,
Еноха, Юбилеев), относится к Маккавейскому периоду (и периоду Хас-
монейской государственности), а значит, тоже к середине II в. до н. э. Но
движение в Иудее - это не кризис античного полиса, это кризис соци¬
ально-политической системы Хасмонейской монархии, которую с полным
правом можно отнести к монархиям эллинистического типа. Хасмоней-
ская держава входила наряду с другими эллинистическими государст¬
вами в систему государств Средиземноморья, которые были постоянно
заняты распрями, войнами, дворцовыми и династическими переворо¬
тами, раздираемые социальными противоречиями, они грызлись меж¬
ду собой, [как] мелкие хищники. В тот момент в мире не было ни одной
великой державы, поэтому судьба Рима решалась на Востоке, в Среди¬
земноморье, здесь был найден выход из кризиса республики, здесь рес¬
публика, сохранив республиканские институты, стала военной держа¬
вой, империей, государством иного, не эллинистического типа, стала
мировой державой с единым центром в Риме и системой провинций. По¬
ражение Гракхов было в действительности концом республики. Рефор¬
ма Мария - превращение армии в наемную - предопределила станов¬
ление Римской республики империей, гибель Рима была предотвраще¬
на, Рим вышел на дорогу завоевательных войн. Обстановка в Средизем¬
номорье благоприятствовала победе римских легионов, устремившихся
туда в погоне за богатством, золотом и рабами. Эта победа обеспечила
императоров силой для захвата власти в самом Риме, гражданские вой¬
ны продолжались вплоть до Августа.