Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/359]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
359 значит - «существующие же власти от Бога установлены».1684 Конечно,
надо помнить, что мир лежит во зле, но ведь давно уже сказано Хри¬
стом: «любите врагов ваших» (правда, в Дидахе, где это сказано, добав¬
лено: «и будешь совершен», но это лучше убрать).1685 Динарий кесарю
необходим. Позволительно ли платить подать кесарю? Господи, как же
иначе, что за странный вопрос! «Отдай кесарево кесарю, а Богу Божье»,
а гностики добавляли, что «и мое отдай мне», но, с другой стороны, «Бо¬
гу Божье, а кесарю кесарево» вполне сойдет, ведь существующие вла¬
сти от Бога поставлены, а «мое - мне» пока уберем, чтобы не сму¬
щать.1686 Главное же, что мытари, блудницы и прочие грешники искуп¬
лены Сыном Божьим по милости и вперед праведников идут в Царство
Божье.1687 Но богач и Лазарь тоже есть, а Лазарь в награду за свою бед¬
ность возлежит в Царстве Небесном на лоне Авраама, а богач мучается
в аду, он не помог Лазарю.1688 Это - совершенный абсурд с точки зрения
революционной теории и практики евионим от Кумрана до Великой Иу¬
дейской войны. Вместо общей собственности - благотворительность, со¬
циальные принципы не смягчены, как у Павла, они сняты, на их место
поставлены смягченные принципы царства зла. Есть Марфа и Мария,
избравшая благую часть. Суетливая Марфа и созерцательная Мария
символизируют дела и веру.1689 Есть блудный сын1690 и милосердный са¬
маритянин, из которого историческая школа немедленно сделала языч¬
ника, манифестирующего универсализм, предложенный Евангелием от
Луки.1691 Лука - компилятор, он работал ножницами и клеем,1692 соеди- 1684 [Рим. 13.1. Ср. Лука 4.5-8: «И, возведя Его на высшею гору, диавол пока¬
зал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе
дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я,
кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус
сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему по¬
клоняйся, и Ему одному служи».] 1685 [Лука 6.27,35; ср. Дидахе 1.3-4]. 1686 [Лука 20.21-26; ср. Фома 104]. 1687 [Мф.21.31; ср. Лука 7.29; 18.9-14 и др.] 1688 [Лука 16.19-31]. 1689 [Лука 10.38—42]. 1690 [Лука 15.11-32]. 1691 [Лука 10.30-36. См. Д. Штраус. Жизнь Иисуса, т. I, с. 156; Г. А. Ван-беп-Верг
еан-Эйсинга. Первоначальная христианская литература, с. 22.] 1692 [А. В. Сергеев обратил внимание на вероятную связь этого высказывания