Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/357]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
357 хатологической войны. Пришествие Господа приближалось, и конфор¬
мизм был необходим для расширения социальной базы организации,
личная вера была необходима для ее, организации, укрепления, культ
был основой организационного единства. «Нет уже ни иудея, ни элли¬
на, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, но все и во всем
Христос».1670 Полемика Иакова Праведного с Павлом о вере и делах1671 ясно пока¬
зывает пределы расхождения между ними. Личная вера, как условие не¬
обходимое, недостаточна с точки зрения Иакова, и эта точка зрения бы¬
ла ортодоксальной от Кумрана до Дидахе: «не принесет вам пользы все
время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний
час»,1672 «не любите мира, ни того, что в мире»,1673 «мы от Бога, а весь
мир лежит во зле».1674 Организация была моделью Царства Божьего, са¬
ми ее принципы были альтернативой этому миру зла, община была
предназначена вести с ним борьбу на уничтожение. Поэтому смягчение
или отказ от этих принципов во имя сколь угодно высоких целей был
оппортунизмом, соглашательством с миром зла. Первым и непременным
условием вступления в общину должен был быть разрыв с миром наси¬
лия и несправедливости.1675 И социальные принципы организации, и от¬
ношение к ним были критерием: «Если брат или сестра твои наги и не
имеют дневного пропитания», может ли одна вера спасти их?1676 Выдви¬
нутый Павлом тезис спасения верой (искуплены по милости грешни¬
ки, а не праведники, ибо «делами закона не оправдывается никакая
плоть»1677) обострил отношения между Павлом и руководством Иеруса¬ 1670 [Вольный пересказ Кол.3.11]. 1671 [См. стр. 226.] 1672 [Дидахе 16.2]. 1673 1Иоан.[2.15]. 1674 1Иоан.[5.19]. 1675 [Эта полемика напоминает полемику Ленина и Мартова по поводу 1 -го па¬
раграфа Устава РСДРП.] 1676 Иак.[2.14-15]; та же мысль в Первом послании Иоанна [«Если мы гово¬
рим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по
истине... А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
Кто говорит: ‘я познал Его’, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в
нем истины» (1Иоан.1.6; 2.3-4 и далее).] 1677 [Рим.3.20].