Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/350]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
350 началось всеобщее восстание в Иудее.1619 [Может быть, это клевета, что
христиане подожгли Рим? Навряд ли], смотрите Евангелие Филиппа:
«если скажут римлянин, эллин, иудей, варвар - никто не удивится. Ес¬
ли скажут христианин - все содрогнутся».1620 Смотрите также контрхри¬
стианскую пропаганду, обвинения христиан в кровосмешении, жертво¬
приношениях детей и прочую клевету.1621 *** Устав yahad предписывает сынам света «вечную ненависть к сынам
тьмы»,1622 Благодарственные гимны говорят о «войне склоненных ко
праху»,1623 партия евионим была партией переворота, партией социаль¬
ной революции, и вместе с тем [в том же Уставе yahad] предписано «не
отвечать злом на зло, но добром преследовать человека»,1624 а в Дидахе
есть «щеки», «хитон», «любовь к врагам».1625 Придерживалось ли этой
позиции христианство Нового Завета? 1619 Число 666 [из Откр. 13.18] связывают с именем Нерона [см. Штраус. Жизнь
Иисуса, т. I, с. 59; Энгельс. К истории первоначального христианства, с. 25-26;
ср. Iren., Л civ. Haeres. 5.30.1 (Euseb., Hist. Eccl. 5.8.5): «Разум говорит нам, что
число имени зверя дано в буквах его имени по числовому их значению у элли¬
нов»]. Но это число можно расшифровать иначе: если к 597 г. до н. э. [году за¬
хвата Иерусалима Навуходоносором] прибавить 69 г. н. э., получим 666 лет -
время наступления Веспасиана на Иерусалим. Город еще не был взят, остава¬
лась надежда на сохранение храма, на это указывает срок 1260 дней и то, что
жена с младенцем бежит в пустыню и т. д., дракон преследует ее [Откр. 12.6-17.
Примерно в это время X легион Веспасиана штурмом овладел Кумраном]. Пер¬
вым кесарем иудеи (в том числе Иосиф Флавий) считали не Августа, а Цезаря.
Тогда зверь Апокалипсиса - это Веспасиан (и Тит). 1620 [Фп.49]. 1621 См. Светония [Ner. 16.2]; Тацита [Ann. 15.44]; Цельса и др. [Цельс обра¬
щался к рассуди, а не к чувствам: «я не предъявляю более жестоких обвине¬
ний, чем того требует истина... Кто грешник, говорят они, кто неразумен, кто
недоразвит, попросту говоря, - кто негодяй, того ждет царство божие. А разве
грешником вы считаете не бесчестного вора, взломщика, отравителя, святотат¬
ца, осквернителя могил? Кого другого стал бы приглашать и призывать разбой¬
ник?.. Что дурного в том, чтобы не иметь греха?» (Origen, с. Cels. 3.59,62;
пер. А.Рановича).\ 1622 [IQ S 9.21-22]. 1623 [См. 1QH 6.34]. [См. IQ S 10.17-21]. 1624