Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/349]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
349 мир и жду, пока он запылает», - говорят в один голос Лука1616 и гностик
[Фома.1617 Что «мировой пожар» не мифологема, но поджог, свидетель¬
ствует] пожар Рима 64 года и казни христиан Нероном,1618 а в 66 году 1616 [«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возго¬
релся! Крещением должен Я креститься; и как томлюсь, пока сие совершится!
Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение.
Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое
против трех. Отец против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь
против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови
своей» (Лука 12.49-53). Ср. Мф. 10.34-36.] 1617 [Фома 10; в рукописи Η. Е. ошибочно указан Филипп. Ср. «Иисус сказал:
Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир в мир (kosmos) и они не
знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пя¬
теро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против
сына и сын против отца; и они будут стоять как единственные» (Фома 17). Лука
вычеркнул из текста «меч и войну», чтобы не было так страшно, и добавил (вслед
за Евангелием от Матфея) «мать, дочь, невесту и свекровь». Это изменило
смысл цитаты, речь идет не о гражданской войне, но о раздорах в семьях, где
одни принимают христианство, другие - нет. Ср. Мф. 10.21-22: «Предаст же
брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей и умертвят
их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спа¬
сется».] 1618 [«Из четырнадцати юнцов, на которые делится Рим, четыре остались не¬
тронутыми, три были разрушены до основания; в прочих семи сохранились
лишь ничтожные остатки обвалившихся и полу сожженных строений... Нерон...
приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзо¬
стями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами.
Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии про¬
куратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало
вновь прорываться наружу,и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и
в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно
находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто призна¬
вал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое мно¬
жество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в не¬
нависти к роду людскому (odio humani generis). Их умерщвление сопровожда¬
лось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были
растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на
смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения»
(Тас,,Αηη. 15.38-44; перевод /1. Бобовича). \