Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/342]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
342 На 3-й стадии он по своему существу - Сын Божий, рожден Богом,
единородный, как Мельхиседек, то есть слово, искупитель и судия. Как
первосвященник Бога, а не храма, он принес искупительную жертву,
взял на себя грех мира, он же и агнец. Его приход первый [и последний]
и был судом Божьим. Таким образом, он сведен обратно к Учителю пра¬
ведности: первое дело, которое он выполнил - создание общины. Но она
пребывает вечно. Он принес за нее в жертву свою жизнь. Он пребывает
в ней - вечно. Ибо сам он возведен в ранг изначала сущего Сына Божь¬
его, искупителя, судьи и пребывает вечно с Отцом, у Отца, он и Бог-
отец - одно. Ни эсхатология, ни суд Божий не проявляют его в качестве
Сына Божьего, он теперь освобожден от проверки [практикой] и не ну¬
ждается в доказательствах, абсолютен, и так же абсолютна его заповедь:
«что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Веровать в Сына
Божьего».1580 Итак же абсолютен суд Божий, идущий постоянно, «ве¬
рующий не судится, неверующий уже осужден, потому что не уверовал
во имя единородного Сына Божьего»,1581 суд совести. Эсхатология от¬
делена от суда Божьего, суд Божий стал компонентом мессианского
статуса, он - Христос по статусу Мельхиседека. Между Учителем пра¬
ведности Кумрана и Иисусом Христом IV Евангелия лежат три стадии
эсхатологическо-мессианского культа, последовательное снятие которо¬
го завершено в чисто мессианском культе воскресения искупителя, мес¬
сии по статусу Мельхиседека. Итак, в 1-м культе Христос должен был воскреснуть на суде и для
суда - воскресение, воплощение и явление оставались вне культа [ожи¬
дались в недалеком будущем]. Во 2-м культе Христос воскрес до суда, но для суда, воскресение и
воплощение были внесены в культ, явление ожидалось вне культа [в дей¬
ствительности, в недалеком будущем]. В 3-м культе Христос явился для искупления, суд отделен от эсхато¬
логии и включен в культ. Он уже судил мир и спас созданную им общи¬ 1580 [Вольный пересказ Иоан.6.28-29; см. прим. 1254настр. 287. Ср. «Учитель
благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (...) Иисус сказал:
(...) пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокрови¬
ще на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (...) как трудно имею¬
щим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его»
(Мк. 10.17-24; ср. Лука 18.18-27).] 1581 [Иоан.3.18].