Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/331]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
331 ворачиваются от воскресенья до воскресенья: въезд Христа в Иеруса¬
лим происходит 10-го числа, в воскресенье по обычному календарю, да¬
лее следует миропомазание 12-го числа, в воскресенье по кумранскому
календарю, и, наконец, три заключительных дня - тайная вечеря 14-го
числа, в четверг по обычному календарю, казнь 15-го, в пятницу по
обычному календарю, воскресение 17-го числа, снова в воскресенье по
обычному календарю. В IV Евангелии Христос - Агнец, казнь - «час его славы»,1522 а не
воскресение. Он пришел для совершения искупительной жертвы, это и
был суд Божий, судный день, это суть и центр всего дела, на которое Ии¬
сус Христос был послан Богом-отцом, совершив его, он ушел обратно к
Отцу. Он явился, чтобы создать общину, очистить ее своим крещением
[от революционной идеологии], совершить искупительную жертву за
мир [то есть примирить революционную общину с этим миром и, в пер¬
спективе, примирить мир с этой переставшей быть революционной об¬
щиной] и уйти обратно к Отцу, оставив вместо себя параклета.1523 В
Евангелии от Иоанна действия Иисуса раскрывают статус Мельхиседе¬
ка, который должен был придти судить в VII месяце в Судный день [Иом
Киппур].1524 Поэтому тайная вечеря в IV Евангелии не есть трапеза
встречи Христа [опирающаяся на ритуал, предписанный текстом «Двух
колонок», какой она остается еще у синоптиков], но прощальная трапе¬
за, второй акт трапезы миропомазания, «другой день» крещения Иоан¬
нова: «Равви, где живешь? - Пойдите (станьте ‘проходящими’1525) и уви¬
дите. Они (ученики) пошли и пробыли у Него день тот».1526 Вот этот
день.1527 Не прообраз воскресения, встречи Христа в предвосхищении 1522 [См. Иоан.12.23]. 1523 См. акт помазания миром первосвященника и царя [Исх.29.7; 30.22-33.
1Сам. 10.1]. Здесь, в IV Евангелии, - помазание ног Иисуса Христа раскрыто
как приготовление его к погребению, то есть к смерти, к искупительной жерт¬
ве, акту первосвященническому [Иоан.12.3; ср. Лука 7.38]. У синоптиков совер¬
шается помазание главы Иисуса [поскольку искупительная жертва приносится
за общину, а не за мир, и Иисус - г л а в а общины, а не священник, у него дру¬
гой мессианский статус]; см. Мк.[14.3]; Мф.[26.7]. 1524 [См. 11Q Melch 26]. 1525 [См. прим. 353 на стр. 89 ] 1526 [Иоан.1.39]. 1527 [это - день тайной вечери. ]