Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/33]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
33 ные действия Ирода в борьбе за престол - очевидная параллель с Вес-
пасианом и самим Иосифом. Теперь понятны и биографическая справ¬
ка Иосифа - он, дескать, был учеником ессея Бану (Иоанна),95 и наме¬
ренное умалчивание мессианизма ессеев. Ессейство естественно перерастало в иудео-христианство, становясь
массовым движением в годы кризиса (40-60-е) за счет смягчения нор¬
мативов, признанных в качестве обязательных для желавших вступить
в общину кандидатов. При этом авторитет «святых» был бесспорен в
глазах кандидатов. Граница [отделившая ессеев от иудео-христиан] воз¬
никла, когда часть ессеев приняла кризис 30-50-х годов за начало суда
и был дан тезис: «Христос воскрес». Книга Даниила отражает началь¬
ный период развития ессейства, Апокалипсис Иоанна - его последний,
заключительный этап. С конца II до I в. до н. э. (до казни Наставника96)
формировалось сектантство, после казни, в обстановке нарастающего
кризиса, радикальное сектантство превратилось в массовое мессианское
движение, которое переросло рамки сектантства. Отрицание Кумраном всей системы Средиземноморской цивилиза¬
ции было в его конкретном виде революционной борьбой против госу¬
дарства Хасмонеев-Иродов. Поэтому пошлостью является характери¬
стика революционного движения в Иудее как национально-освободи¬
тельного. Речь шла о крахе всей системы в целом, и выражением этого
краха был Кумран. У Кумрана с самого начала был один враг - эллини¬
стическая имперская рабовладельческая система, в Иудее - Хасмоней-
ская государственность, и Рим. Когда Рим пришел в Иудею, кумранская
община вышла в пределы Римской империи. Здесь основа выхода хри¬
стианства за пределы собственно иудаизма - не вводить язычество в
иудаизм, а вывести монотеизм за пределы иудаизма, сделать его уни¬
версальным. 95 [Vit. 2.11-12]. 96 [то есть Учителя праведности; рукопись датируется концом 50-х гг.]