Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/328]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
328 дит землетрясение и т. п. [В Евангелии от Иоанна ничего этого нет]. По¬
этому на тайной вечере IV Евангелия нет формулы воплощения конта-
минационного статуса - формулы искупительной жертвы Христа за об¬
щину Нового Завета: «новый завет в Моей Крови».1513 У Марка и Мат¬
фея «кровь Нового Завета, за многих изливаемая»,1514 где «многие»
[πολλοί] означает и «раббим», и «множество», - это искупительная
жертва Иисуса Христа не за мир, а за членов общины, за общину Ново¬
го Завета.1515 [...] Эсхатологическо-мессианская доктрина одна [и та же в Кумране и в
Евангелии от Иоанна]. Принципиальное отличие [между ними] состо¬
ит в том, что [в IV Евангелии] все дело кумранской общины Иисус Хри¬
стос берет на себя. Не они [то есть члены общины] «предназначены ис¬
купить землю»,1516 а Иисус Христос уже принес искупительную жертву,
не они сыны Божьи («сыны света», «сыны воскресения»), а он-
Сын Божий, он «воскрес и открылся Сыном Божьим через воскресение
из мертвых».1517 Уже из сказанного ясно, что между доктриной Нового
Завета канонических Евангелий и кумранской доктриной находился
эсхатологическо-мессианский культ, именно он позволил
синоптикам отодвинуть суд Божий и дал [автору IV Евангелия] тезис
«Суд уже бы л», уже было явление Христа. Где истоки этого культа? Функционировала ли как культ кумранская
эсхатологическо-мессианская доктрина, или культ был внесен в эту док¬
трину извне и модифицировал ее? Если истоки культа лежат в самом
Кумране, какими были отдельные этапы его формирования, чем отли¬
чались друг от друга? Чем было вызвано развитие культа? Оставим пока в стороне все эти вопросы, остановимся на одном.
Омовение (baptisma) и евхаристийная трапеза описаны в литературе
весьма обстоятельно. Очевидно принципиальное отличие между Кум-
раном и каноническим христианством - в кумранских документах
[включая Дидахе] в евхаристийной трапезе нет искупительной
жертвы, эта трапеза - символ единства общины (yahad). Обряд омо- 1513 [Жор. 11.25]. 1514 [Мф.26.28; Мк. 14.24]. 1515 Ср. «святой виноград Давида» (Дидахе [9.2]) и «семя Давида»
(4Q Flor [1.10]; ср. 4Q РВ [1.3]). 1516 [См. IQ S 8.6,10]. [См. Рим. 1.3^1]. 1517