Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/326]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
326 мое главное, миропомазание Христа у Луки никак не связано с преда¬
тельством Иуды.1506 Возражает против миропомазания Симон фарисей, организационное отделение от ортодоксов, которые продолжали ориентировать¬
ся на суд Божий и Царство Божье на земле. Смоковница в Евангелиях Марка
и Матфея (Мф.21.18-20; Мк. 11.12-14,20-21) и смоковница IV Евангелия
(Иоан. 1.48) - это условное наименование общины Иакова Праведного (Иеру¬
салимского центра). В IV Евангелии смоковницы больше нет, но у синоптиков
есть Виффагия (Бейт Пагей - «Дом Смоковницы»), один из двух центров об¬
щины, расположенный стадиях в 15-ти от Иерусалима, рядом с Вифанией. У си¬
ноптиков из Виффагии Иисус на осле совершит торжественный въезд в Иеру¬
салим, встреченный криками: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий
во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21.1-9) и «осанна! благословен Гря¬
дущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца
нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк. 11.1-10; ср. Лука 19.29—40). Виффагия
(антитеза Вифании, где Иисус был признан Сыном Божьим, миропомазан) -
это та часть расколовшейся общины, которая продолжала практиковать евио-
нитско-зелотский культ воплощения Христа после поражения в Великой Иудей¬
ской войне. Если допустить, что «смоковница» в разговоре Иисуса с Нафанаи¬
лом и Виффагия толще ственны, становятся понятны слова Иисуса Нафанаилу:
«прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей,
Я видел тебя» - и реакция на эти слова Нафанаила. Сюда же относится эпизод
с Закхеем (Лука 19.2-6), который, «будучи мал ростом», влез на смоковницу.
Иисус велит ему скорее слезть. «Смоковница», возражения Петра и сынов Зе-
ведеевых против въезда в Иерусалим на смерть и воскресение, «Гефсимания»
и миропомазание в Вифании составляют у синоптиков один сюжет - непризна¬
ние руководством Гал иле некой общины (двенадцатью апостолами) культа треть¬
ей стадии (неприятие ими прихода Христа для принесения искупительной жерт¬
вы), то есть ру ководство Галилейской общины обвинено в том, что осталось на
стадии культа воплощения с контаминационным статусом сына Давидова, сы¬
на Божьего, главы общины, ожидаемого для эсхатологического суда Божьего и
установления Царства Божьего на земле. Лука смягчил весь комплекс поноше¬
ния евионитско-зелотского руководства и дал примирительную трактовку со¬
бытий. У него есть притча, где посаженная в винограднике смоковница не при¬
несла плода. Она не засохла, напротив, виноградарь просит Господа не рубить
ее: «оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли
плода; если же нет, то в следующий срубишь ее» (Лука 13.6-9; ср. Лука 17.6).
Ср. Герма 3.3-4, где век настоящий есть зима для праведников, которые подоб¬
ны засохшим деревьям, а век грядущий - лето для праведников и зима для греш¬
ников! 1506 Отсюда следует, что миропомазание Христа в варианте синоптиков отно¬
сится к догматическим фактам конструкции культа воплощения.