Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/322]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
322 И этот «час славы» и есть час суда. В этот час Иисус Христос, Пастырь
и Агнец Божий, выполнил все дело, на которое был послан Богом-отцом.
«Ныне суд миру сему. Ныне князь мира сего изгнан будет вон».1473 «Му¬
жайтесь, я победил мир».1474 А воскресение? А воскресение и есть возвращение к Богу-отцу,
Мельхиседек - эталон [«к нему обратись в небесную высь»].1475 Значе¬
ние четверга, дня вечери [в IV Евангелии] таким образом радикально
изменилось, стало диаметрально противоположным значению четвер¬
га [у синоптиков, которые лишь модифицировали старый культ вопло¬
щения]. Это теперь акт признания Иисусом учеников,1476 накануне сво¬
его ухода, возвращения к Отцу, он признает их достойными остаться
вместо него, дает им Новый Завет и обращается к Богу-отцу с молитвой
за них, чтобы без него они были едины с ним, как он един с Отцом.1477
Итак, это акт утверждения Нового Завета в канун принесения искупи¬
тельной жертвы, «часа славы» Иисуса Христа, акт прощания накануне
жертвоприношения. Иными словами, это четверг (вечеря), канун жерт¬
воприношения в пятницу, 10/VII - Yom Kippur, перенесенный на 13 ни¬
сана, на канун заклания пасхального агнца, которое свершится 14 ни¬
сана в 6 часов. А теперь вернемся снова к другому четвергу - вечере миропомаза¬
ния Христа 9/VII - 9/1. Здесь перед нами многослойная конструкция.
Первый слой - это вечеря четверга 9/VII и Yom Kippur 10/VII, день ис¬
купительной жертвы, Судный день. В пятницу 10/1—VII Иисус въезжает
в Иерусалим, Израиль и горим признают его Христом: «Благословен гря¬
дущий во имя Господне, Царь Израиля»,1478 «пришел час прославиться
Сыну Человеческому».1479 Таким образом, на Yom Kippur наложена
3-я евхаристия Дидахе,1480 это признание Христа всеми частями общи¬
ны и ее руководством в Вифании, в доме Лазаря, где Марфа служит, Ма¬ 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 [Иоан.12.31]. [Иоан.16.33]. [llQMelch 10-11]. [См. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Иоан.15.16).] [См. Иоан.17.21-23]. [Иоан. 12.13]. [Иоан. 12.23]. [См. Дидахе 10.5 и далее.]