Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/320]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
320 лит о чаше, как в Послании к евреям, где сказано, что Иисус «молил От¬
ца».1461 И наоборот, [в IV Евангелии никакого моления о чаше нет], жерт¬
ва Иисуса Христа добровольная, «на сей час он и пришел»,1462 а тайная
вечеря - это первосвященническая вечеря. Поэтому у синоптиков на тай¬
ной вечере Иисус прощается с учениками до встречи в Царстве Божьем:
«Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до то¬
го дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием»1463 - прощается
«до времени», утверждая на тайной вечере их причастность к своей
смерти и воскресению: «это есть Кровь Моя нового завета, за многих
изливаемая»;1464 он прощается как глава общины Нового Завета, уходя
на время до своего возвращения, как в евхаристии Первого послания к
коринфянам, где жертва за общину и возвращение к общине (воскресе¬
ние Христа) - один акт, две его части: прощание в предвосхищении
встречи. В IV Евангелии он тоже говорит: «приду и не оставлю вас сирота¬
ми», но тут же сказано: «дам вам другого утешителя, параклета»1465 - и
нет причастия плоти и крови, а есть омовение ног ученикам.1466 Что это
такое? Это община, понимаемая как храм, место святое, место, где бу¬
дет совершено жертвоприношение. Они [ученики] пришли к нему, во¬
шли в это святое место, их путь закончен, все они чисты, «омытому нуж¬
но только ноги омыть»,1467 чтобы войти [к нему в святое святых], и он
омывает им ноги, препоясавшись как слуга. Он принимает их у себя пе¬
ред уходом к Отцу, возвращаясь к Отцу.1468 Таким образом, если у си¬
ноптиков Христос - глава общины - временно уходит от них (на «вре¬ 1461 [Мф.26.36-44; Мк. 14.32-42; Лука 22.39-46. Евр.5.7; 12.17]. 1462 [См. Иоан. 12.27]. 1463 [Мк. 14.25; Мф.26.29:«.. .буду пить с вами новое вино в Царстве ОгцаМоего».] 1464 [Мк. 14.24] ср. «новый завет в его крови» [1Кор. 11.25]. 1465 [«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во¬
век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и
не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не остав¬
лю вас сиротами; приду к вам» (Иоан. 14.16-18).] 1466 [Иоан.13.4-12]. 1467 [Иоан. 13.10]. 1468 См. «Приходящий свыше и есть выше всех» (Иоан.3.31), завещание Иоан¬
ном Крестителем общины Иисусу Христу, пришедшему свыше; см. «другой
день» крещения Иоаннова [стр. 300-301].