Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/310]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
310 в IV Евангелии Петр на миропомазании Христа не упомянут. Значит ли
это, что он здесь, в отличие от синоптиков, признал миропомазание Хри¬
ста, то есть согласен с процедурой избрания пасхального агнца? Ответ
на этот вопрос дает казус Антигона, то есть поведение Петра во время
ареста Иисуса.1395 Таким образом, Петр не признал статуса Мельхисе¬
дека, статуса Пастыря и Агнца, не признал искупительной жертвы
Христа. Действия Петра при аресте Иисуса в IV Евангелии являются па¬
раллелью выступления Петра против въезда Иисуса в Иерусалим,1396
чтобы быть убитым и на третий день воскреснуть, у синоптиков вместо
этого изложен казус Иакова Праведного.1397 Оба эти момента в двух раз¬
личных евангельских конструкциях преследуют одну цель: показать, что
Петр отрицал культ 3-й стадии, еще точнее, статус Христа на 3-й ста¬
дии культа. Эту позицию занимают Самарянка1398 и Марфа1399 в IV Еван¬
гелии, Ианов и Иоанн Зеведеевы у синоптиков.1400 Кто такие Самарянка
и Марфа, становится ясно, если приглядеться к трем Мариям у креста
распятия. Таким образом, отречение Петра у первосвященника: «я не знаю
его»,1401 предсказанное Иисусом на тайной вечере, - это обвинение Пет¬
ра, то есть руководства [Галилейской общины], в приверженности и за¬
щите [недавно еще] ортодоксального культа воплощения Христа. После¬
дующая реабилитация Петра в IV Евангелии1402 означала достигнутое
соглашение между сторонниками третьей и второй стадий культа, тот
компромисс, который нашел выражение и у синоптиков [...]- исключе¬
ние Давида из контаминационного статуса Христа и снятие субботы
[как дня собрания общины]. В статусе Христа лежало принципиальное
различие между второй и третьей стадией развития культа, и здесь был
достигнут компромисс. [Бывшие приверженцы второй стадии культа да¬
ли свое согласие на] исключение Сына Давидова из контаминационно¬
го статуса культа воплощения Христа, реорганизацию мифологемы 1395 [См. стр. 305.] 1396 [Мф. 16.21-23; Мк.8.31-33]. 1397 [См. Мф.4.5-7; Лука 4.9-12]. 1398 [Иоан.4.4-30; см. стр. 289.] 1399 [См. Иоан. 11.20-24,39^10; ср. Лука 10.38^12]. 1400 то есть у Матфея и Марка, а Лука нивелирует все различия. 1401 [Мф.26.69-75; Мк. 14.66-72; Лука 22.55-62; Иоан. 18.17,25-27]. 1402 [Иоан.21.15-19 и др.]