Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/309]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
309 тыни (это «Самария», то есть раскольники)1385 и оттуда в Вифанию, в
дом евионим, дом Лазаря, которого он воскресил из мертвых. На миро¬
помазании три общины признают его Агнцем 9/10 нисана, за 6 дней до
Пасхи,1386 в день избрания пасхального агнца, накануне Судного дня,
Иом Киппура, и в Судный день, 10-го числа, он въезжает в Иерусалим
по 3-й евхаристии Дидахе: «Благословен грядущий во имя Господне
царь Израиля»;1387 Израиль и герим1388 признают его избрание пасхаль¬
ным агнцем. Иоанн Креститель крестил для того, «чтобы Христос был
явлен Израилю»1389 - это свершилось, Христос явлен и признан. Свиде¬
тельство Крестителя: «вот Агнец Божий, который берет на Себя грех ми¬
ра»1390 - принято всей общиной, всеми тремя ее частями, то есть цен¬
тром общины, Израилем и герим. Петра на миропомазании в «доме бедных» в Вифании нет. Поэтому
против [новшества] возражает только Иуда, но он назван не просто Иу¬
дой Искариотом, а Иудой Симоновым Искариотом,1391 он дьякон общи¬
ны, член коллегии двенадцати руководителей. Что означает отсутствие
Петра? Может быть, он просто не упомянут? Тем более, что помазание
совершила Мария Магдалина, то есть Галилейская община, главой ко¬
торой был Симон Петр, назначенный самим Иисусом.1392 У синоптиков
Вифания названа «домом Симона прокаженного», у Луки Вифания не
названа, но сказано, что миропомазание было в «доме Симона фари¬
сея».1393 Петр (Кифа) - не имя Симона, сына Ионина, а звание.1394 Итак, 1385 [Иоан.11.54]. Ср. Виффагию и Вифанию в Евангелиях Марка и Матфея, а
также засохшую смоковницу (Бейт Пагей). [Ср. 4Q 166 1.15 - 2.6; 4Q 169 fr.3-4
3.4-5]. 1386 [Иоан.12.1; см. стр. 316.] 1387 [Иоан.12.13; см. прим. 1233 на стр. 282.] 1388 [См. Иоан. 12.20-23:] «некоторые Еллины... хотят видеть Христа», то есть
герим сообщают о своем признании Христа по [известной уже из текста кон¬
спиративной] цепочке через Андрея и Филиппа. [Эта цепочка упоминается в
Иоан. 1.40-45, где Андрей находит Симона Петра и говорит: «мы нашли Мес¬
сию», затем Иисус находит Филиппа, Филипп находит Нафанаила.] 1389 [Иоан.1.31]. 1390 [Иоан. 1.29]. 1391 [Иоан. 12.4]. 1392 См. историю образования Галилейской общины [на стр. 250-251]. 1393 [Мф.26.6; Мк. 14.3; Лука 7.36-10]. 1394 [См. Иоан.1.42; Мф.16.17-19. См. прим. 1082 на стр. 250-251.]