Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/307]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
307 хе в77 где 0бщина преображается в Царство Божье, а Иисус, «отрок Бо¬
жий», преображается в Иисуса Христа. Здесь лежит ключ к формуле пре¬
ображения.1377 1378 Это была эсхатологическая формула конца этого мира и
наступления, «открытия» Царства Божьего. 3-я евхаристия Дидахе со¬
держит молитву о скорейшем наступлении эсхатологического конца ми¬
ра и наступлении Царства Божьего: «Да придет благодать, да прейдет
мир сей... Осанна Сыну Давидову, Маран-афа!».1379 Петр, Иаков и Ио¬
анн стоят [в канонических Евангелиях и стояли в своих Посланиях] на
этой евионитской платформе [то есть эта тройка именно так и понима¬
ла преображение]. Эта платформа снята, во-первых, эпизодом с Иису¬
сом, Моисеем и Ильей, к концу которого остался один Иисус Христос, а
Петр не знал, что говорил, когда собрался сделать три кущи,1380 во-вто¬
рых, заявлением Иисуса Христа о предстоящем ему, Иисусу, въезде в
Иерусалим на смерть.1381 [Так канонические Евангелия дали новую трак¬
товку преображения]. В Иерусалим должен въехать открывшийся Хри¬
стом, Сыном Божьим Иисус, чтобы быть убитым и на третий день вос¬
креснуть. У Луки заявление Иисуса подтверждено санкцией Моисея и
Ильи, у него это совместное решение Моисея, Ильи и Иисуса, о таком
исходе они беседовали втроем в вышине.1382 Итак, преображение Христа - это рубеж, конец первой и начало вто¬
рой части синоптических Евангелий, первая часть говорит об общине,
вторая часть говорит об Иисусе Христе и его искупительной жертве.
С преображения Христа начинается его путь в Иерусалим на искупи¬
тельную жертву. Возразили [против такого исхода] Петр, Иаков и Ио- (или: «И в сей день Я снова породил Тебя»); см. также Justinus Martyr, Dialogus
cum Tryphone Judaeo, 88]. 1377 [Дидахе 9.4]. 1378 В Посланиях в евхаристию Дидахе была внесена искупительная жертва Ии¬
суса Христа, см. 1Кор. [11.23-26; ср. 1.30 и др.], в результате чего [в синоптиче¬
ских Евангелиях] вместо заключительной евхаристии Дидахе идет преображе¬
ние Христа. См. Шоан. [5.7-8]: «Трое на небе, трое на земле», только в преоб¬
ражении синоптиков «трое на небе» - это Моисей, Илья и Христос. Ср. Шетра
[1.18-21 и др.] 1379 [Дидахе 10.6]. 1380 [Мф. 17.3-1; Мк.9.4-6; Лука 9.30-33]. 1381 [Мф.20.17-19; Мк. 10.32-34; Лука 18.31-34]. [Лука 9.30-31]. 1382