Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/300]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
300 Крестителя. В IV Евангелии Иоанн Креститель создает общину типа
eda, соответствующую общине Дамасского документа, и ставит в ней ру¬
ководство из yahad, соответствующее Уставу yahad. В Евангелиях синоп¬
тиков Иоанн Креститель призывает общину типа eda к выступлению
против власти Ирода Антипы,1331 вследствие чего заключен в темницу
и казнен.1332 В IV Евангелии Иоанн Креститель передает общину Иису¬
су Христу.1333 Соответственно в Евангелиях синоптиков ничего не гово¬
рится о передаче Иоанном главенства в общине Иисусу Христу. Но в обо¬
их случаях Иоанн Креститель отказывается от звания мессии, пророка
и Ильи, четко определяя свое место и свою роль «гласа вопиющего в пус¬
тыне».1334 Данные IV Евангелия и синоптиков дополняют друг друга.
В итоге Иоанн Креститель - самый авторитетный свидетель явления, то
есть воскресения Иисуса Христа. [...] «Равви, где живешь? Пойдите и увидите. Они пошли, и
пробыли у него день тот. Было около 10-го часа». Иоан.1.38-391335 Тайная вечеря и есть «день тот»,1336 когда он - с ними. Обратите вни¬
мание: это во второй раз он с ними со всеми вместе yahad. Первый раз
они собрались вместе на миропомазании в Вифании.1337 Второй раз-
на тайной вечере.1338 А в третий раз соберутся, когда он распятый будет
висеть на кресте, а три Марии встанут у креста распятия.1339 А во вто- 1331 при этом было использовано положение Дамасского документа о нечести¬
вой власти [CD 5.7-8] и осужден брак Ирода Антипы с Иродиадой. 1332 [Мф.14.3-12; Мк.6.17-29; Лука 3.19-20]. 1333 См. второе свидетельство Иоанна Крестителя: «Имеющий невесту есть же¬
них; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша го¬
лос жениха: эта-то радость моя исполнилась» [Иоан.3.29]. 1334 См. IQ S [8.13-14]. 1335 [В рукописи следуют слова: «поставить эпиграфом».] 1336 [Это один и тот же день, изображенный дважды, сначала как второй день
крещения Иоаннова, потом как второй день крещения Иисусова.] 1337 [Иоан. 12.1-11]. 1338 [Иоан. 13-17]. 1339 [Иоан. 19.25-27].