Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/298]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
298 ином, более жестком контексте. Вряд ли кто-то, даже поверхностно зна¬
комый с гностическими идеями и, тем более, гностическими текстами,
заподозрит гностиков в том, что они полемизировали с Кумраном, от¬
стаивали открытость общины, ее массовый характер или выступали от
имени «малых сих», младенцев. Не следует упускать из виду, что одним
из самоназваний членов кумранской общины был термин «петаим»1318 -
малые, младенцы, простецы. Что касается мытарей и грешников, как и
прокаженных [которыми кишат синоптические Евангелия], то это дру¬
гой вопрос, отметим только, что в IV Евангелии [как и у гностиков] их
нет, никого из них нет. Образование Галилейской общины1319 Согласно каноническому Новому Завету, апостол Иоанн, любимый
ученик в IV Евангелии, один из двух сынов Зеведеевых у синоптиков,
Иоанн Боанергес («сын громов») у Марка и Иоанн пресвитер (автор По¬
слания Иоанна) - одно лицо. Формула воплощения Первого послания Иоанна1320 есть формула
свидетельства Иоанна Крестителя в IV Евангелии.1321 Более того, все,
что говорит и делает Иоанн Креститель в IV Евангелии, есть раскрытие
этой формулы воплощения, формулы троицы. В IV Евангелии Иоанн
Креститель не говорит и не делает ничего, о чем не было бы сказано в
Первом послании Иоанна. В IV Евангелии нет ни антиправительствен¬
ной проповеди Иоанна Крестителя против Ирода Антипы, отрицающей
его право на власть, то есть нет обоснования зелотского лозунга «нет
власти не от Бога», ни казни Иоанна Крестителя. Есть только беглое упо¬
минание о заключении его в темницу после того, как (в отличие от си¬
ноптиков) произошло явление Христа (воскресение Христа) и началось
крещение Христово (хотя там сказано: «Иисус не крестил, но ученики
Его»1322). Лука 20.20-26). Ср. «дайте кесарю кесарево, дайте Богу Божие, а то, что мое,
дайте это мне!» (Фома 104).] ms р^пЭ. См. И.Амусин. Кумранская община, с. 109-115. Ср. Фома 27]. 1319 [Текст был напечатан Д. Б. Львовым со слов Η. Е. на пишущей машинке в
1986 г.] 1320 [1Иоан.5.6-8]. [Иоан. 1.29-34]. 1321