Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/293]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
293 Евангелия столь усердно апеллируют к авторитету Иоанна Крестителя.
С другой стороны, евангелистам пришлось применить камуфляж - Ио¬
анн Креститель отделен в канонических Евангелиях от Иоанна, учени¬
ка Иисуса Христа. Это отделение получило законченный вид у синоп¬
тиков, где сказано, что Иоанн Креститель - предтеча, второй Илья - был
заключен в темницу до того, как Иисус начал собирать (очищать) свою
общину Нового Завета Иисуса Христа,1279 а ученик Иоанн поставлен в
паре с Иаковом Старшим и оба названы братьями, сынами Зеведеевы-
ми, имеющими свою «лодку», то есть свою общину.1280 Мать сынов Зе-
ведеевых в Евангелии от Матфея, которая передает Иисусу претензию
Иакова и Иоанна на первенство в Царстве Божьем,1281 тождественна Са¬
ломее Евангелия от Марка, Евангелия от Фомы и Протоевангелия Иа¬
кова,1282 это Иерусалимская община, она же, как это видно из текста
IV Евангелия,1283 тождественна матери Иисуса, то есть это община Ии¬
суса Христа, которую пригвожденный к кресту Иисус возвращает сво¬
ему любимому ученику Иоанну. Но ни здесь, ни в 21-й главе IV Еванге¬
лия, утверждая право Иоанна «пребыть, пока приду»,1284 то есть назна¬
чая его своим предтечей, Иисус не раскрывает тот факт, что этот Иоанн,
его любимый ученик, оставленный им сыном их матери, то есть главой
Иерусалимской общины, и есть Иоанн Креститель. Этот камуфляж не
случаен, его поддерживает и частично раскрывает пролог IV Евангелия,
где Иоанн завещает свою общину Иисусу Христу, а также эпизод с Са- ся в обоих - в свете и воде. Ибо свет - это помазание» (Фи.75); «Помазание (то
есть, по терминологии канонических Евангелий, ‘крещение Иисусово духом
святым’-А. Г) выше крещения. Ибо благодаря помазанию мы бы¬
ли названы христианами, не благодаря крещению»(Фп.95).
Ср. Фп.43,76,90,109]. 1279 [См. Мф.4.12; Мк.1.14; Лука 3.19-20; 4.14; то есть в одно и то же время
один и тот же Иоанн в качестве Иоанна Крестителя сидит в тюрьме, а в качест¬
ве Иоанна Зеведеева ходит с Иисусом в паре с Иаковом Старшим. Ср. Иоан.3.24:
«Ибо Иоанн еще не б ы л заключен в темницу».] 1280 [Мф.4.21-22; Мк.1.19-20; ср. Лука 5.2,10]. 1281 Сыны Зеведеевы хотят сесть по правую и левую руку от Христа, то есть пре¬
тендуют на роль руководящей тройки в общине, ставшей Царством Божьим
[Мф.20.20-24; ср. Мк. 10.35-40, где «мать Иакова и Иоанна» не упоминается]. 1282 [Протоев. Иакова 19-20; Фома 65; Мк.15.40; 16.1]. 1283 [См. Иоан.19.26-27]. 1284 [Иоан.21.22].