Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/291]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
291 во Христа об Иоанне есть ретроспекция, вскрывающая работу еванге¬
листа [негатив свидетельства Иоанна Крестителя об Иисусе]: «Идет за
мной, но встал впереди, ибо был ранее»1269 и «я недостоин развязать ре¬
мень его обуви».1270 Отождествление Иоанна Крестителя с Ильей есть, очевидно, ретро¬
спекция, результат возведения Иоанна Крестителя в это звание, след это¬
го сохранился в отрицании самим Иоанном того, что он пророк.1271 Он
именует себя не пророком, а «гласом». Эта ретроспекция необходима для
того, чтобы все [о чем говорится в Евангелиях] шло согласно плану, при¬
том плану Писания: «Как же у пророков сказано, что Илье надобно при¬
дти прежде? - Илья уже приходил, и не узнали - и тут поняли, что он
говорил об Иоанне Крестителе». Возведение Иоанна Крестителя в «зва¬
ние Ильи» стоит в одном ряду с другими цитатами из Ветхого Завета,
причем в канонических Евангелиях приведены цитаты, уже использо¬
ванные в кумранских документах, но ссылаются не на них, ссылаются
на текст Ветхого Завета. Такая практика не может быть случайной и бы¬
ла вызвана, по-видимому, не только расширением аудитории и задача¬
ми популяризации учения, но и другими причинами. В самом тексте ка¬
нонических Евангелий есть прозрачный намек на эти причины. товит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не
восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше
его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до
Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти»; ср. Лу¬
ка 7.24-30; ср. Фома 51]. 1269 Иоан. [ 1.15,26-27: «Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей
был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому
что был прежде меня... я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы
не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недосто¬
ин развязать ремень у обуви Его».] 1270 [«И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я
недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк.1.7; Мф.3.11; Лу¬
ка 3.16).] 1271 Иоан. [1.19-21: «И ют свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Ие¬
русалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрек¬
ся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал:
нет. Пророк? Он отвечал: нет».]