Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/285]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
285 щина очистилась в борьбе с «фарисеями» («старшими», «отделившими¬
ся», «благочестивыми», «перушим»),1243 их аналог - «Великие рыболо¬
вы»1244 Благодарственных гимнов, последователи Человека лжи. Это
борьба внутри общины Иоанна, общины, названной в Евангелии от Ио¬
анна «Сихар», «Самарянкой»1245 (то есть «Ефраим» кумранских Ком¬
ментариев1246). И действительно, на всем протяжении IV Евангелия, на
всем пути создания общины Иисуса Христа из общины Иоанна Крести¬
теля, в ходе всех десяти действий Иисуса Христа от Каны Еалилейской
до воскрешения Лазаря, Иисус Христос выступает против положений
Нового Завета Дамасского документа и Дидахе и все его действия, кро¬
ме претворения воды в вино в Кане Еалилейской и кормления народа
пятью хлебами и двумя рыбами, сопровождаются полемикой с фарисея¬
ми, не признающими его Сыном Божьим, Христом. До того, как был открыт Кумран, теологи, философы и историки всех
направлений рассматривали эту полемику с точки зрения превосходст¬
ва Нового Завета Иисуса Христа над ветхозаветным Законом Моисее¬
вым, христианской религии над иудаизмом. История жизни великого
религиозного реформатора, каким представлялся Иисус Христос ли¬
беральным историкам (тюбингенцам, Ренану), поднявшегося на борьбу
против иудаистского клерикализма и одинокого в этой борьбе, непоня¬
того даже своими ближайшими учениками-апостолами и покинутого
всеми в критический момент, казалась уникальной. Только Иисус Хри¬
стос своей смертью победил мир. Рассеявшиеся после поражения пас¬
тыря овцы вдруг собрались вместе, образовали общину, потом христи¬
анские общины появились во всех городах Средиземноморья и в самом
Риме, выдержали жесточайшие гонения, и через 300 лет созданная оди¬
ноким еврейским реформатором религия овладела всем Римским миром
и была признана государственной религией империи. А после падения
Римской империи эту религию приняли германцы и славяне, так она
стала основой европейской цивилизации и культуры. И никакая крити¬
ка, ни просветители, ни рационалисты, ни гегельянцы ничего не могли 1243 [«Фарисеи» в Евангелиях - условное наименование противников во внут¬
рипартийной борьбе, это, возможно, указание на фарисейское прошлое тех чле¬
нов организации, которые были зелотами или были связаны с зелотами ] 1244 [См. 1QH 5.7-8]. 1245 [См. Иоан.4.4-43]. [См. 4Q 166 1.15 - 2.6; 4Q 169 fr.3^4 3.4-5. См. стр. 38^13 ] 1246