Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/284]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
284 рем Царства Божьего, но чтобы быть распятым, принести искупитель¬
ную жертву, благодаря которой община получит Духа Святого - «кре¬
щение Иисусово». Это час его славы по IV Евангелию,1238 центр кано¬
нических Евангелий, их кульминационный пункт, и здесь евхаристия
Дидахе вывернута наизнанку,1239 этим утверждается культ искупитель¬
ной жертвы Иисуса Христа. Из контаминационного статуса выброшен
Давид, из культа выброшена эсхатология, выброшена суббота,1240 тем са¬
мым с эсхатологической хронологией покончено, христианство перере¬
зало пуповину [соединявшую его с Кумраном], родилась новая религия,
которая завоюет языческий мир. Именно в форме культа искупительной жертвы Сына Божьего хри¬
стианство было приемлемо для язычников и неприемлемо для револю¬
ционеров (евионим и других), для всех, отрицавших этот мир, то есть
социально-политическую структуру Римской империи. Христианский
культ в конце концов стал приемлем для Рима, когда наступил его [Ри¬
ма] конец. Революционное ядро сохранилось в учении, борьба была пе¬
ренесена в сферу идеологии, то есть религии. Уже во II веке апологеты
христианства1241 имели все основания для защиты христианства от по¬
литических обвинений. *** Автор IV Евангелия раскрыл смысл действий Учителя (Иисуса) в
двух планах. Во-первых, он очистил храм, то есть общину, завещанную
ему Иоанном Крестителем, который признал его «женихом» общины-
невесты, Сыном Божьим, «воплощением Духа Святого и истины», «при¬
шедшим свыше», которому «должно расти, а ему, Иоанну, - умаляться
и т. д.»;1242 [во-вторых, принес себя в искупительную жертву за мир]. Об- 1238 [См. Иоан. 12.23]. 1239 [и порядок ее изменен: сначала хлеб, и лишь затем чаша.] 1240 [См. Мф. 12.8 и др.: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы».] 1241 [См. напр. Tert., Ad Nat., кн. 1 и др.; Justinus Martyr, Apologia, 1.11-12,17
и др.] 1242 [«Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему,
радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему
должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий
от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть
выше всех» (Иоан.3.29-31).]