Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/283]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
283 ление Христа [в канонических Евангелиях] дано как реализация пред¬
восхищаемого, как образ будущего в настоящем, иными словами, как
осуществление евхаристийной молитвы Дидахе о приходе во славе сы¬
на Давидова, сына Божьего; [у синоптиков это] «час славы» Иисуса Хри¬
ста.1234 *** «Давид» был выброшен синоптиками из контаминационного стату¬
са Христа не потому, что искупительная жертва Иисуса Христа была
несовместима со статусом сына Давидова; с ним она действительно не¬
совместима, но вполне совместима с контаминационным статусом По¬
слания к римлянам: «родился от семени Давидова по плоти и открылся
Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мерт¬
вых»,1235 и Послания к евреям: «Господь наш воссиял из колена Иудина
[о котором Моисей ничего не сказал относительно священства]», он пер¬
восвященник «вовек по чину Мельхиседека».1236 Этот контаминацион-
ный статус дан в Посланиях и был культовым статусом воскресшего
Христа, который воскрес, сидит одесную Бога ходатаем Нового Завета,
чтобы придти судить мир, уничтожить его и быть Христом - главой Цар¬
ства Божьего на земле, царем Царства Божьего, согласно 3-й евхаристии
Дидахе: «Осанна Сыну Давидову... маран-афа».1237 Этот статус был ста¬
тусом мессии в культе воскресшего Христа. Когда Христос приходит в
Иерусалим, Евангелия рисуют 3-ю евхаристию Дидахе. Но в канониче¬
ских Евангелиях Христос приходит в Иерусалим не для того, чтобы су¬
дить мир и установить Царство Божье на земле, но чтобы принести в
искупительную жертву свою жизнь, поэтому «Сын Давидов» выбрасы¬
вается из статуса Христа. Христос приходит не для того, чтобы быть ца¬ благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна
в вышних!» (Мк. 11.9-10; ср. сокращения, сделанные в тексте остальными еван¬
гелистами: Мф.21.9; Лука 19.38; Иоан.12.13).] 1234 [В Евангелии от Иоанна таким «часом славы» становится крестная смерть
Иисуса Христа; в Откровении Иоанна «часом славы» остается суд над врагами
Бога.] 1235 Рим.1.3-[4]. 1236 [Евр.7.14,21]. 1237 [Дидахе 10.6; ср. Откр.22.20:] «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду
скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»