Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/28]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
28 восстановлением нарушенного Закона, с новым заветом и жизнью со¬
гласно новому завету, то есть с восстановлением на более совершенном
уровне [единства с Богом], когда Закон Бога будет принят, записан «не
на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях сердца»,77 с восста¬
новлением метафизического и духовного единства в человеке и общест¬
ве. Следует иметь в виду, что пророческий монотеизм не знал бессмер¬
тия души и единство материального и духовного мыслилось в реальной
жизни и на протяжении жизни человека, в пределах данного общества. [Маккавейские войны] Сопротивление покоренных народов Антиохам и Птолемеям было
бесперспективно. Политика Антиоха по отношению к Иудее носила осо¬
бый характер: в Иудее существовала партия пророков [... ] и Антиох рас¬
сматривал иудеев как «пятую колонну».78 [... ] Весь языческий рабовладельческий мир, бушевавший за преде¬
лами Иудеи, обрушивающийся на нее, ежеминутно готовый ее погло¬
тить, воплотился в фигуре Сатаны. Особенностью социально-политического и идейно-религиозного
кризиса II в. до н.э. было то, что эллинистические монархии возникли
в результате распада полисно-религиозной формы общности античного
Средиземноморья. Следствием этого были новые методы захватниче¬
ской политики: нивелировка покоренных народов посредством синкре¬
тизма в религии, эллинизация общественной жизни, навязывание эл¬
линистического быта и нравов, военная диктатура, выколачивание
средств из покоренных стран и войны всех против всех. Наследники
Александра Македонского, эллинистические монархи, «умножили зло
на земле».79 Это был «четвертый зверь, страшный и ужасный», «голосе
на глиняных ногах» книги Даниила.80 Эта бурная эпоха дворцовых пе¬
реворотов, внезапных взлетов и падений династий и государств, восста¬
ний рабов и продажи целых городов в рабство была эпохой кризиса и 77 [2Кор.З.З; ср. Иез.11.19; 36.26-27 и пр.] 78 Арч. Робертсон. [Происхождение христианства, с. 72]. 79 [1Макк.1.9]. 80 [Дан.7.7-11,19-27; 2.31-35].