Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/279]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
279 честве секты в иудаизме, как радикальная реформаторская секта, но по
характеру своих социально-религиозных принципов, по своему учению,
структуре и целям была организацией революционной. Она поставила
задачу ликвидации старого мира и создания нового мира, «нового че¬
ловека»1212 - установления Царства Божьей справедливости на всей зем¬
ле. Организация эта находилась не в оппозиции к иудаизму [как счита¬
ет большинство ученых], а была диаметрально противоположна всему
строю жизни своего времени - миру зла, царству дьявола, и делала став¬
ку на его полное уничтожение и гибель. Только уничтожение этого
старого мира открывало возможность установления нового мира спра¬
ведливости на земле, компромисс был исключен. Эти люди знали, что
современный им мир осужден Богом, царство дьявола (Велиала) подхо¬
дило к своему концу, это были его «последние дни».1213 Община «избран¬
ников Бога», «сынов света», «сынов Божьих» не пребывала в пассив¬
ном ожидании этого «предопределенного Богом» конца царства Велиа¬
ла, нужно было извлечь корень зла из сердца каждого человека, это не
было нравственным самоусовершенствованием, но постоянной, непре¬
рывной борьбой, победить в которой можно было, только «сообща об¬
резывая необузданность сердца»,1214 суровой организацией такого кол¬
лектива, в котором полностью и совершенно сливались бы его члены в
единстве - yahad. «Поставить yahad над собой»,1215 быть едиными в зна¬
нии, труде и имуществе1216 - это и значило искупить в себе, в сердце каж¬
дого мужа зло, его корень и источник, грех помышления, дух лжи, это 1212 [Ср. Еф.2.15; 4.24; Кол.3.9-10. Ср. 2Петра 3.13: «ожидаем нового неба и
новой земли, на которых обитает правда», и Откр.21.1: «увидел я новое небо и
новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря (то есть
римлян - см. 4Q 169 fr. 1-2 3, где «море» - это «все киттии», - А. Г.) уже нет».] 1213 [«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую
плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши бу¬
дут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на ра¬
бов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчест¬
вовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь
и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели
наступит день Господень, великий и славный» (Деян.2.17-20; Иоил 2.28-31).] 1214 [IQ S 5.5]. 1215 [См. 1QS 5.10]. [См. 1QS 1.11-13]. 1216