Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/267]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
267 та, 17 нисана - воскресенье; значит, в Евангелии Петра казнь - накануне
Пасхи, воскресение -в самый день праздника Пасхи, который ока¬
зывается днем воскресным (первым днем недели). Тогда тайная вечеря
должна быть 12-го числа, и вряд ли случайно, что это воскресенье (пер¬
вый день недели) по кумранскому календарю. Но тогда и миропомаза¬
ние Христа должно быть в четверг 12 нисана. У синоптиков за два дня
до Пасхи миропомазание. В первый день праздника Опресноков, 14-го
(за день до Пасхи) - тайная вечеря. Замечательно, что формула Первого послания к коринфянам «Пас¬
ха наша, заклан за нас»1173 точно соответствует календарю Евангелия
Петра - Христос воскресает в день праздника Пасхи 15 нисана, или по
другому: день «нашей Пасхи» (освобождения из Египта) - это день вос¬
кресения Христа, и это один день, 15 нисана, первый день праздника
Пасхи, первый день недели, воскресенье. Вот почему Иуда Искариот по¬
целуем предает Христа: «радуйся, Равви». В IV Евангелии таким цен¬
тральным днем будет 14 нисана, когда закалывали пасхального агнца
около 6-го часа, этот день будет пятница, суббота - 15-е, и воскресенье -
16-е нисана. В связи с этим встает вопрос об акте миропомазания. Тот факт, что
в Евангелии от Луки миропомазание Христа вынесено из въезда Хри¬
ста в Иерусалим и предшествует кормлению народа пятью хлебами, то
есть 2-й евхаристии Дидахе - евхаристии Первого послания к коринфя¬
нам, прообразу тайной вечери, свидетельствует о том, что последова¬
тельность актов - сначала миропомазание, потом тайная вечеря - вос¬
производит (лучше сказать: составляет) единый план евхаристии Пер¬
вого послания к коринфянам: сначала искупительная жертва Христа
(смерть), потом воскресение (евхаристия), точнее, догмат искупления и
догмат воскресения. ВIV Евангелии миропомазание Христа завершает очищение храма
(общины) в целом, вечеря в Вифании после [очищения] общины евио-
ним, [которое изображено как] воскрешение Лазаря - вечер четверга1174
9-го нисана - аналог вечера Иом Киппура, а въезд в Иерусалим в пят¬
ницу 10-го числа происходит в Иом Киппур. У Марка и Матфея Иисус
после преображения идет в Иерусалим, кормление народа пятью (се- 1173 [См. 1Кор.5.7]. 1174 [По кумранскому календарю.]