Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/265]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
265 обратиться к Пилату кто-то из учеников Иисуса и Пилат удовлетворил
бы эту просьбу. С другой стороны, евангелистам обязательно нужна бы¬
ла гробница, «гроб новый»,1166 и она была в саду Садока, и это была
гробница главы общины Иакова Праведного. Насколько известен и по¬
пулярен был Иаков Праведный [и непопулярен Анания] видно из упо¬
мянутой жалобы состоятельных и именитых людей на Анана, казнив¬
шего Иакова, и тем более из гностического Евангелия Фомы: «К кому
нам идти? Вы пойдете к Иакову Праведному, для которого возникли не¬
бо и земля».1167 Перед нами готовая матрица, на которую были перене¬
сены обстоятельства казни Иисуса Христа.1168 Все оказывается в пол¬
ном соответствии: похороны у богатого (ссылки на Псалом у Матфея1169)
и, с другой стороны, слова Послания Иакова «его убили богатые, он не
противился им»1170 - в равной мере относятся ко всем убийцам: и Учи¬
теля праведности, Иисуса Христа, и самого Иакова. Такой же анахро- 1166 [«На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором
еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской,
потому что гроб был близко» (Иоан. 19.41-42). У синоптиков «сада» нет, но есть
«гроб, высеченный в скале» (Мф.27.59-60; Мк.15.46; Лука 23.53).] 1167 [«Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, кото¬
рый будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли,
вы пойдете к Иакову Праведному, из-за которого возникли небо и земля» (Фо¬
ма 13).] 1168 [Эта «готовая матрица» заставила проф. Айзенмана ошибочно отождест¬
вить Учителя Праведности и Иакова Праведного, но то, что он пишет по пово¬
ду обстоятельств гибели Иакова Праведного, верно. «Этот эпизод появляетсяу
синоптиков, по крайней мере, у Матфея и Луки, как иску шение Иисуса дьяво¬
лом в пустыне... здесь перед нами живое указание на то, что связанная с Иако¬
вом традиция... была ретроспективно включена в евангельские рассказы об
Иисусе...» {RobertEisenmann. The Dead Sea Scrolls and the First Christians,
pp. 340-341). Η. E. в этом случае говорила о «казусе Иакова Праведного» в си¬
ноптических Евангелиях. К сожалению, она не успела познакомиться с рабо¬
тами проф. Айзенмана. - А. Г.] 1169 [Может быть, Пс.49.2-3: «Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все
живущие во вселенной, - и простые и знатные, богатый, равно как бедный».
Но, скорее, Н.Е. имела в виду стих Ис.53.9: «Ему назначали гроб со злодеями,
но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах
Его». - А. Г.] 1170 [См. Иак.5.1-6].