Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/264]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
264 восвященника по жребию.1160 Это казус Антигона1161 в обоих его вари¬
антах, IV Евангелия и синоптиков, но не Евангелия Петра. У синопти¬
ков он оказывается совмещен с казусом Иакова Праведного, у них есть
формула культа второй стадии, произнесенная Иаковом Праведным на
крыле храма1162 и повторенная Христом на суде первосвященничес¬
ком.1163 Не исключено, что Иосиф Аримефийский, похоронивший Иисуса в
своем саду (если верно мнение Аллегро,1164 отождествившего этот сад с
садом Садока, а гробницу - с гробницей Садока) - один из персонажей
истории казни Иакова Праведного в 61 г., а гробница Иисуса в тексте
Евангелий - это гробница Иакова Праведного. Как сообщает Иосиф
Флавий,1165 первосвященник Анания воспользовался моментом, когда
один прокуратор был отозван, а другой еще не прибыл, и расправился с
Иаковом Праведным и еще несколькими членами евионитской (христи¬
анской) общины. Эта беззаконная расправа вызвала возмущение, и мно¬
гие «уважаемые и почтенные» люди обратились к новому прокуратору
с формальной жалобой на первосвященника Ананию. То, что Иосиф
Аримефийский был богат и принадлежал к верхам иудейского общест¬
ва, ясно видно и по Евангелию Петра, и по каноническим Евангелиям.
Это объясняет характеристику Иосифа Аримефийского в Евангелии
Петра - «друг Пилата и друг Христа», действительно, трудно предста¬
вить, что с просьбой о выдаче тела осужденного на распятие Христа мог 1160 [Joseph., AJ20.10; BJ 4.3.7-8; последним первосвященником стал негра¬
мотный бедняк.] 1161 [См. стр. 305.] 1162 [См. Euseb., Hist. Eccl. 2.23.12-13]. 1163 [«первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благо¬
словенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одес¬
ную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав
одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство;
как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Мк. 14.61-64;
Мф.26.63-66); в Евангелии от Иоанна этой формулы нет, в Евангелии от Луки
она сокращена: «отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией»
(Лука 22.69). См. Пс.110.1; Дан.7.13; Дидахе 16.7-8; ср. 1Фес.4.16; Откр.1.7 и др.] 1164 [Аллегро. Сокровища медного свитка, с. 97-104. См. Гегесипп, кн. 6: «И они
похоронили (Иакова Праведного) на том же месте (где убили); памятник над
его могилой стоит до сих пор рядом с храмом» (Euseb., Hist. Eccl. 2.23.18).] 1165 [AJ 20.9.1].