Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/257]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
257 Сикарии Мы знаем о зелотах, что у них была база в пустыне1115 и пещеры на
берегу Генисаретского озера.1116 Вождем зелотов был Meнахем, его
отец,1117 ученый книжник [Иуда Галилеянин], при Квиринии дал (ин¬
спирировал, обосновал) лозунг «Нет власти аще не от Бога», говорил,
что иудеи кроме власти Бога признают власть римлян.1118 Менахем и его
отряд пришли из Галилеи в Иерусалим [захватив предварительно арсе¬
нал в Масаде] ,1119 Программа сикариев была выполнена следующим об¬
разом: был низложен [и убит] первосвященник, сожжен архив с долго¬
выми расписками,1120 заняты дома богачей, их имущество роздано [бед¬
някам], были объявлены призыв всех бедных под знамена восставших,
отмена рабства, призыв рабов в повстанческую армию.1121 «Сикари-
кон» - термин, означающий в Талмуде участок земли, отданный бедным
после конфискации имущества богачей.1122 Елеазар бен И а и р был родственником, другом и единомыш¬
ленником Менахема, его преемником. Менахем взял Масаду и сделал ее 1115 [См. Joseph., BJ 2.13.4-5. «Уход в пустыню» есть одна из отличительных
черт эсхатологического движения; см. 1Макк.2.29 и далее; IQ S 8.13-14; 9.19-20;
1QM 1.2-3; 4QpPs373.1 и др. Ср.Мф.3.1^1; 11.7; 24.26; Мк.1.3^1; ЛукаЗ.2^1;
7.24; Иоан.1.23. Ср. Деян.21.38: «Так не ты ли тот Египтянин, который перед
сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек
разбойников (ανδρας των σικαρίων)?»] 1116 [См. прим. 107 на стр. 38.] 1117 [Это отчество не следует понимать буквально; Иосиф Флавий сообщает
(AJ 20.5.2) о «детях» Иуды Галилеянина, Иакове и Симоне, которых распял Ти¬
берий Александр (бывший прокуратором с 46 по 48 г.) Елеазар, защитник Ма¬
сады, тоже назван «потомком Иуды Галилеянина» (/1/7.8.1). Отцом Иуды Га¬
лилеянина Иосиф Флавий считает «атамана Езекию», казненного Иродом
(AJ 14.9.2-3; 17.10.5); он, таким образом, приходился Менахему «дедом».] 1118 [Joseph., AJ 18.1.1,6; BJ 2.8.1; 2.17.8]. 1119 [BJ] 2.17.[8-9]. 1120 [BJ 2.17.6]. 1121 [BJ 4.9.3]. 1122 [Речь идет о землевладельцах, получивших землю в результате аграрного
переворота, осуществленного сикариями в ходе Великой Иудейской войны].
См. А. Б. Ранович. [Социальная революция в Иудее в 66-73 гг. ВДИ. 1937, № 1,
с. 131-132; Г.М. Лившиц. Классовая борьба в Иудее, с. 241, 305-306].