Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/255]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
255 и пророческого монотеизма, символ исхода из Египта - дома рабства,
символ освобождения. Необходимость перенесения дня1106 искупитель¬
ной жертвы и воскресения Иисуса Христа на день Пасхи диктовалась,
во-первых, тем, что день Пасхи символизировал и раскрывал назначе¬
ние и искупительной жертвы, и воскресения Христа - оба эти акта име¬
ли одну цель: они открывали исход общины из дома рабства, из царства
Велиала, в Царство Божье, в землю обетованную.1107 Во-вторых, необходимость раскрытия этой цели диктовалась обост¬
рением социально-политического кризиса в Иудее, революционной си¬
туацией 50-60-х годов I века н.э. и тем обстоятельством, что сама об¬
щина стала массовой организацией в Иудее и диаспоре. В этих условиях
подготовка эсхатологической войны, всеобщее вооруженное восстание
против иудейских властей и римских оккупантов требовали примене¬
ния новых организационных и тактических форм, необходимо было
поднять знамя освобождения понятное широким народным массам. Та¬
ким знаменем освобождения была Пасха. «Христос - Пасха наша, за¬
клан за нас» .1108 Если лозунгом общины при Пилате было: «Христос вос¬
крес - суд Божий начинается!» [ . . .]- то теперь, в период нарастания
массового народного восстания и напряженных эсхатологических ожи¬
даний, нужен был другой лозунг, способный объединить массы. За ис¬
текшее после провала движения в конце 20-30-х годов время был по¬
строен культ воплощения. Воскресший Христос, вопреки ожиданиям и
в нарушение эсхатологическо-мессианской доктрины и ритуальной
практики,1109 не явился, чтобы вести суд Божий. Но он вознесся к пре¬
столу Бога, сидит одесную престола Бога ходатаем Нового Завета, он -
гарант Царства Божьего и во второй раз явится, чтобы вести суд Божий
и установить Царство Божье на земле. «И тогда увидит мир Еоспода,
грядущего на облаках небесных с силою и славою».1110 Когда? Нарастание революционной ситуации требовало ответа на
этот главный вопрос [...]. Ответ был тем более необходим, что маятник
революционной ситуации качался в ускоренном темпе. Власти и Рим 1106 точнее5 Трех дней: четверга, пятницы и воскресенья. 1107 Члены общины - странники, ищут отечества; см. Евр.[11.13-14]. 1108 [1Кор.5.7]. 1109 Дидахе 16, см. также Деян.17.[31]. 1110 Формула Дидахе, Иакова Праведного и Иисуса Христа на первосвященни¬
ческом суде у синоптиков [см. прим. 1176 на стр. 268].