Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/254]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
254 кровь нового завета, «новый завет в его крови»,1102 в его жертве, в его
духе, духе святыни. Нетленное, обеспечивающее единство в тленном,
возведено на новый уровень, на уровень нерасторжимости. Отсюда тер¬
мин «братья Господни». Иаков Праведный - брат Господень, община
Иакова Праведного - община братьев Господних. Статус Христа - кон-
таминационный: он - сын Давидов, сын Божий, глава общины, ее Гос¬
подь - маран, и первосвященник, принесший искупительную жертву за
общину, очистивший ее для перехода в Царство Божье. Он - сын Дави¬
дов, а также первосвященник по статусу Мельхиседека, царь праведно¬
сти, то есть глава Царства Божьего на земле.1103 Сам этот переход общи¬
ны в Царство Божье должен осуществиться в ходе эсхатологической вой¬
ны с царством Велиала [...]. «Вы куплены дорогой ценой, не делайтесь
рабами человеков» - эта сентенция возможна только при наличии яс¬
ного сознания кумранского дуализма, двух царств сынов света и сынов
тьмы.1104 Вместе с тем на этой стадии развития имеются все предпосылки для
завершения ритуальной формы этого культа. Культ искупительной жерт¬
вы и воскресения главы общины соединил два акта, две вечери - Пяти¬
десятницу, то есть евхаристию Дидахе, и Иом Киппур, то есть вечерю
кануна Иом Киппура, чистый четверг, в одну евхаристию Первого по¬
слания к коринфянам. Теперь это должна быть вечеря, акт, символизи¬
рующий открывшийся выход из царства Велиала в Царство Божье на
земле - вечеря перехода, исхода из дома рабства в землю обетованную.
Таким актом по Закону Моисееву (и ритуальной практике иудаизма) бы¬
ла Пасха1105 - главный праздник не только официального иудаизма, но 1102 [1Кор.11.25; Лука 22.20]. 1103 ВIV Евангелии община - «храм его тела». Поэтому в три дня разрушить и
в три дня восстановить храм тела его [Иоан.2.18-22] - это и есть три дня Пас¬
хи IV Евангелия, восходящие к евхаристии Первого послания к коринфянам,
ее трем ритуальным дням - искупительная жертва Иисуса Христа и его воскре¬
сение. «Тело» - синоним жертвы, см. Евангелие евионитов [Epiph,,Adv. Haeres.
30.22] и Евр.[10.10. - Примечание сделано на полях другими чернилами]. 1104 [1Кор.7.23]. Ср. Иерусалим в рабстве и вышний Иерусалим [Откровения
Иоанна. - Примечание сделано между строк другими чернилами]. 1105 [Слово «пасха» связано с глаголом FIDS] - «проходить»; см. также терми¬
ны «проходить в союзе» (IQ S 1.16-20) и «проходящие» (Фома или Филипп).
[«Иисус сказал: Будьте прохожими» (Фома 47). См. прим. 353 на стр. 89. - При¬
мечание Η. Е. сделано между строк другими чернилами].