Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/253]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
253 (Кифу),1094 1095 означает просто, что Иаков был главой yahad, ядра органи¬
зации,1096 а община eda - это община Петра, и эта община по IV Еванге¬
лию должна стать yahad. Это положение, что община должна стать
yahad - главное у Иакова1097 и Иоанна1098 - диаметрально противополож¬
но главному тезису Павла: «Учитель умер не за праведников, а за греш¬
ников»1099 - иными словами, Иаков и Иоанн стояли на кумранской по¬
зиции «д е л» Нового Завета, то есть на революционной платформе, со¬
гласно которой Царство Божье есть всемирный yahad. Павел стоял на
оппортунистической позиции противопоставления веры делам, приори¬
тета и достаточности веры. Другое дело, что благодаря этому культ Ии¬
суса Христа Спасителя, главы общины достиг у Павла своей высшей
точки. Иоанн в IV Евангелии исходил уже из этой высшей точки [.. .]. [Пасха в культе воплощения Христа] Культ воплощения Христа - это культ единства общины и ее главы.
Уже не так, как во Флорилегиуме и Благословениях патриархов, где гла¬
ва общины - сын Давидов, а община - его семя или полки,1100 здесь не¬
раздельное единство, община - тело Христово, они с ним соединены его
смертью и воскресением. Хлеб - плоть Христа, вино - кровь Христа.
Уже не только приход Господа - третье знамение суда,1101 суд и Царство
Божье, но искупление общины, единство общины Нового Завета скреп¬
лено жертвой за общину, принесенной главой общины, воплощающим
это единство. Он - глава, община - его тело, они едины, его кровь - 1094 [См. Фома 13] ср. у Павла: Иаков, Петр и Иоанн - «столпы» Иерусалим¬
ской общины [Гал.2.9]. 1095 [Иоан.1.42; Мф. 16.17-19. См. прим. 1082 на стр. 250-251.] 1096 В IV Евангелии, где Иаков не упомянут, на его место поставлен Иоанн,
Иисус на кресте завещает общину [«Матерь Свою»] Иоанну [«ученику» сло¬
вами «се, Матерь твоя! И с этого времени ученик этот взял Ее к себе»
(Иоан. 19.26-27)]. 1097 [См. Послание Иакова]. 1098 См. IV Евангелие и Апокалипсис Иоанна [которые в понимании yahad со¬
вершенно расходятся между собой]. 1099 [См. прим. 961 на стр. 229.] и°° |4q рв 1 2-4. См. Амусин. Тексты Кумрана, с. 285, прим. 7 и 10]. 1101 [Дидахе 16.6-8].