Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/248]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
248 можно точно сказать, в каком году и в какой день. Да, можно. Из Еван¬
гелия от Луки известно, что это случилось в 28, а по IV Евангелию - в
27(28) году.1062 Вот видите, - скажете вы, - и приговорил его Пилат, а
требовали приговора иудеи. А Учитель праведности жил неизвестно ко¬
гда, и даже если считать данные Дамасского документа исторически до¬
стоверными, то где-то при Ианнае и Еиркане II, в I в. до и. э., и даже по
Талмуду1063 он жил тоже при царе Ианнае и после него. Так что между
обоими учителями вот какой промежуток во времени, почти 100 лет. Ну
и что, что община первого называлась так же, как община второго -
«евионим», и «Завет Бога», и «Новый Завет». Ну и что, что и тот, и дру¬
гой говорили о конце этого мира и считали этот мир царством зла, кото¬
рое будет уничтожено судом Божьим, что обоих поставил Бог, чтобы
создали ему общину и вели ее к истине его в Царство Божье на земле,1064
что им обоим Бог передал этот суд над всеми народами.1065 Это все легко
объяснить общим культурным контекстом и взаимным влиянием. Од¬
нако в какой же день был Иисус Христос распят? На пасху, в 28 г.,- ска¬
жете вы. Значит, на пасху, 14 нисана. Но у синоптиков 14 нисана, в
первый день опресноков, когда закалывали пасхального агнца, Иисус
Христос со своими учениками сидел на пасхальной тайной вечере и го¬
ворил о предстоящем предательстве Иуды.1066 А по IV Евангелию он в
это время уже висел на кресте, а трапеза (тайная вечеря) была 13 ниса¬
на.1067 Конечно, могут быть неточности, тем более, что ошибка всего в
один день, стоит ли придавать ей значение. Но вот что странно: и у си¬
ноптиков, и в IV Евангелии день, в который Иисус Христос был распят -
пятница.1068 А тайная вечеря, арест и суд были вечером накануне распя¬
тия, то есть в четверг, а воскрес Христос в первый день недели,1069 зна¬
чит, в этом они тоже не расходятся между собой. Что же получается, в
IV Евангелии четверг - 13-е, пятница - 14-е, а у синоптиков пятница -
15-е, а четверг - 14-е нисана? Как это может быть? Может быть, спута- 1062 [См. стр. 224-225.] 1063 [См. bSanh,107b], 1064 [См. 4Q pPs 37 3.15-17; CD 1.11]. 1065 [IQ pHab 5.4; cp. Иоан.5.22]. 1066 [Мф.26.17-25; Мк.14.12-21; Лука 22.7-23]. 1067 [Иоан.13.1]. 1068 [Мф.27.62; Мк. 15.42; Лука 23.54; Иоан. 19.14,31,42]. [Мф.28.1; Мк. 16.1-2,9; Лука 24.1; Иоан.20.1,19]. 1069