Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/247]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
247 мового первосвященника в Yom Kippur - совершил акт принесения ис¬
купительной жертвы, с тем различием, что принес в жертву свою жизнь,
а не козлов и агнцев, и он [Иисус Христос] - первосвященник какого-то
более высокого, чем простой священник, ранга, а Учитель праведности
имел звание священника,1057 был убит в Yom Kippur, тем не менее, его
смерть не была и не считалась искупительной жертвой. Может быть, дело в том, что Иисус Христос добровольно принес
свою жизнь в жертву1058 искупления, то есть смерть была добровольна
и произошла в Yom Kippur? Но в том же Послании к евреям говорится,
что Иисус со слезами молил Отца (Бога).1059 И о чаше молит Иисус в
Гефсимании в Евангелиях Матфея и Марка, на горе Елеонской у Лу¬
ки.1060 Молил ли Бога о чаше Учитель праведности, неизвестно, но из
Комментария к Хаваккуку1061 известно, что он чашу испил. Значит,
смерть-чаша постигла обоих, и Учителя праведности, и Иисуса Христа.
Но когда же это случилось с Иисусом Христом? По Посланию к евреям,
как мы видели, он вошел в святилище в Yom Kippur, его смерть получи¬
ла значение искупительной жертвы, а он, благодаря этому акту, полу¬
чил звание «высшего первосвященника вовек по чину Мельхиседека».
Но позвольте, скажете вы, всему миру уже две тысячи лет известно, что
Иисус Христос был распят на Голгофе по приговору Понтия Пилата на
пасху, а вовсе не в какой-то там иудейский праздник Yom Kippur, и даже 1057 [См. IQ pHab 2.8]. 1058 [Ср. прим. 143 на стр. 44.] 1059 [Евр.5.7; 12.17]. 1060 [Мф.26.36-14; Мк. 14.32-42; Лука 22.39-44]. 1061 [См. IQ pHab 11.2-15: «Торе тому, кто спаивает ближнего своего, кто при¬
бавляет (к вину) злобу свою, и опьяняет его, чтобы видеть его шатания’
(Авв.2.15). Имеется в виду Нечестивый священник, который преследовал Учи¬
теля праведности, чтобы поглотить его в гневе пыла своего, в доме его изгна¬
ния, и во время праздника покоя, дня всепрощения он появился среди них, чтобы
поглотить их и чтобы заставить их споткнуться в день поста, субботы их покоя.
‘Ты насытился позором больше, чем славой, пей также и ты и шатайся. Чаша
десницы Господа обернется против тебя, и позор (падет) на славу твою’
(Авв.2.16). Это относится к священнику, позор которого превзошел его славу,
ибо он не обрезал крайнюю плоть сердца своего и шествовал путями пресыще¬
ния, чтобы утолить жажду Чаша гнева божьего погубит его, чтобы при¬
умножить его позор и страдания» (пер. И.Амусина).]