Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/244]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
244 даизма, не может быть сомнений. Это похоже на образование компар¬
тии из социалистической партии или, точнее, Коминтерна в результате
краха II Интернационала. Также очевидно, что крещение Иисусово «во
имя Отца и Сына и Святого Духа» было введено в практику общины
(eda в диаспоре) задолго до того, как был дан тезис «Христос вос¬
крес».1038 [Учитель праведности и Иисус Христос] Нечестивый первосвященник расправился с Учителем как с ерети¬
ком. Иудейские первосвященники арестовывают и судят Иисуса как
еретика,1039 обвиняют в богохульстве и приговаривают к смерти. Зачем
нужен суд Пилата? Чтобы утвердил приговор синедриона, у них не бы¬
ло больше права выносить смертный приговор.1040 Но на суде Пила¬
том предъявлено другое обвинение - в том, что Иисус сделал себя Царем
Израильским, мессией. «Ты царь?» - спрашивает Пилат, и когда выяс¬
няется, что Иисус не претендует на царство, а послан свидетельствовать
об истине, то есть он еретик, Пилат решает его отпустить и выносит
оправдательный приговор.1041 Дальше следует эпизод с Вараввой и т. д.,
и надпись на кресте гласит: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».1042 Казнь Учителя - исторический факт. И хотя Учитель был почитаем
и складывался его культ, это культ не искупителя, а гаранта эсхатологи- 1038 См. Дидахе [7.1,3; ср. Мф.28.19]. 1039 См. обвинения относительно храма у синоптиков [Мф.26.61; Мк. 14.58] и
обвинения в том, что Он делает себя равным Богу [Иоан.5.18]. 1040 [ySanh. 18а, 24Ь: «Право выносить смертные приговоры было отнято у Из¬
раиля за сорок лет до разрушения Храма»; то же bSanh.41a; bA.Z.8b. См. так¬
же bShab.15а; bR.Sh.31a. В 27 г.1в. н.э. синедрион оставил свое прежнее обыч¬
ное место заседаний и потерял право вынесения смертных приговоров, «это об¬
стоятельство настойчиво и в острой актуальной форме дискутируется в связи с
процессом Христа в Евангелиях» (istvcin Hahn. Josephus und die Eschatologie
von Qumran. - QP, c. 181; перевод Η. E. Зубер). Некоторые ученые полагают, что
сведения Талмуда о выселении синедриона из Liskat haggazit недостоверны, так
как об этом не говорится в Мишне; см. Schurer. The History of the Jewish People
in the Age of Jesus Christ, vol. II, c. 225. Но настойчивость, с которой это обстоя¬
тельство обсуждается в Евангелиях, свидетельствует о достоверности сведений
Талмуда. - А. Г.] 1041 [Иоан. 18.37-38]. [Иоан.19.19]. 1042