Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/240]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
240 штурм этого мира предстоит им, суд Божий придется вести им и Царст¬
во Божье - это yahad, они сядут на престолах судить двенадцать колен
Израиля.1022 Поэтому Иаков писал: «вера без дел мертва сама по себе».1023
Вера и дела - едины, и если община не станет yahad, и пока вся община
не станет yahad, Царство Божье невозможно. Это положение Первого по¬
слания Иоанна и IV Евангелия о «рождении свыше», получении Духа
Святого.1024 Другими словами об этом сказано в апокрифических Еван¬
гелиях: если они (и каждый из них, и все вместе) не станут духовными
[Царства Божьего не будет].1025 Это ни с чьей стороны никаких сомне¬ дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру,
тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание:
‘до ревности любит дух, живущий в нас’?» (Иак.4.4-5). «Послушайте вы, бо¬
гатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ва¬
ше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржаве-
ло, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь:
вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у
работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Гос¬
пода Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали серд¬
ца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не про¬
тивился вам» (Иак.5.1-6).] 1022 [См. Мф. 19.27-28: «Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и по¬
следовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю
вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Челове¬
ческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить
двенадцать колен Израилевых». Ср. Лука 22.28-31. Ср. Огкр.3.21; 4.4; 11.16-17;
20.4. Ср. 1Кор.6.2: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?»] 1023 [Иак.2.17]. 1024 [«вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду,
рожден от Него» (1Иоан.2.29); «мы теперь дети Божии; но еще не открылось,
что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что
увидим Его, как Он есть» (1Иоан.3.2); «Возлюбленные! будем любить друг дру¬
га, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога;
кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (αγάπη, то есть
yahad)» (1Иоан.4.7-8); «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога ро¬
жден... всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и это есть победа, побе¬
дившая мир, вера наша» (1Иоан.5.1,3-4); см. 1Иоан.3.9-11 и далее. Ср.
Иоан.3.3-7; 17.21-23]. 1025 См. Евангелие [Фомы] 42, где сказано, что день прихода Господа настанет,
когда они станут совершенными [«Ученики его сказали: В какой день ты явишься