Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/238]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
238 епископатом, превращение апостолической церкви в епископальную.1013
Этот вопрос ясен. *** Самое замечательное и, вероятно, главное в формировании христи¬
анской догматики на основе теории и практики Кумрана - это то, что
почитание Учителя праведности в общинах типа eda строилось как
культ мессии Израиля (всей eda), а для общин типа yahad почитание
Учителя происходило как перенесение на него, воплощение в нем кум-
ранской доктрины. Этапами для eda было формирование культа и кон¬
таминация [статусов и функций мессии] посредством кумранской док¬
трины. Этапами для yahad было перенесение на Учителя праведности
прерогативы Совета yahad и формирование статуса мессии первосвя¬
щеннического, статуса Мельхиседека. Это единственное объяснение то¬
го факта, что Кумран имел два статуса мессии, а христианство две фор¬
мы воплощения Христа. В Учителе праведности воплотились два кум-
ранских помазанника. При этом замечательно, что для eda на Учителя
была перенесена культовая форма (мессианско-эсхатологическая трапе¬
за встречи) мессии Израиля; почитался он не мессией Израиля, а Тол¬
кователем Торы, Учителем праведности, который вернется в конце дней,
чтобы учить всю общину (и yahad, и eda);1014 он почитался главой об¬
щины в культовой форме главы eda, мессии Израиля. Для yahad, наобо¬
рот, только прерогатива Совета yahad предшествовала и была перенесе¬
на на него.1015 Мидраш Мельхиседек дал статус мессии первосвящен¬
нического не до, а после смерти Учителя, после того, как на него уже
была перенесена прерогатива Совета yahad, после того, как он уже рас¬
сматривался и длительное время почитался Учителем праведности, Из¬
бранником Бога, Толкователем Торы, Законодателем общины, судьей на
Божьем суде. Строительство мессианско-эсхатологического культа воскресения
главы общины было связано со стиранием внутриобщинных различий
Израиля и герим, то есть старших и новообращенных, безразлично, из 1013 [во II в. н. э.] 1014 [CD 6.10-11]. 1015 В Дамасском документе и Комментарии к Хаваккуку.