Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/237]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
237 Божьего на земле. К этому моменту eda должна быть готова стать yahad.
И тогда наступит Царство Божье - всемирный yahad. Имя [Учителя праведности] для eda - «маран (учитель, господин)»,
«Господь Христос»; в Дидахе говорится: «Господь»,1003 «во имя Гос¬
подне»,1004 «тогда увидят Господа, грядущего на облаках небесных»1005
и т. д. Это было имя [Учителя праведности] для всей eda. Послания, на¬
писанные на основе готового культа Дидахе, отразили важнейший мо¬
мент организационно-тактической практики общины (всей eda) нака¬
нуне Великой Иудейской войны. Проблема идоложертвенного1006 и
обрезания1007 для горим из язычников была решена как проблема орга¬
низационно-тактическая. Идоложертвенное и вступительное крещение
стали пограничной линией, которая очерчивала и отграничивала общи¬
ну от тьмы внешней - Римской империи и культа императора, а также
всех прочих языческих культов. Идоложертвенное было внешней гра¬
ницей, снятие обрезания для горим из язычников и обязательное для всех
вступительное омовение1008 (изображенное в канонических Евангелиях
как крещение Иоанна Крестителя1009) стало внутренней границей всей
eda. Членами eda были «омытые», «крещенные»1010 водой, и, как можно
полагать на основе Дидахе и Евангелия от Матфея, омовение соверша¬
лось так, как об этом говорится в Дидахе: «Во имя Отца и Сына и Свя¬
того Духа».1011 Тождество формулы крещения Дидахе и Евангелия от
Матфея с формулой воплощения Послания к римлянам1012 показывает,
что это одна организация в одно и то же время (из чего, конечно, не сле¬
дует, что Евангелие от Матфея было написано одновременно с Дидахе
или Посланиями). [...] Начиная с Дидахе, организационная структура
общины постоянна. Последним изменением была замена апостолата 1003 Дидахе [4.1; 8.2; 9.5; 11.4; 14.3; 16.1]. 1004 Дидахе [9.5]. 1005 Дидахе [16.8]; ср. Мф.[24.30-31]. 1006 [См. 1Кор.8; 10.23-33]. 1007 [См. Рим.2.25-29 и далее.] 1008 [См. Дидахе 7]. 1009 [Мф.З; Мк.1.1-11; Лука 3.1-22; Иоан.1.6-34]. 1010 [Дидахе 9.5: «И от евхаристии вашей никто да не вешает и не пьет, кроме
омытых во имя Господне (άλλ’ οί βαπτισθέντες είς δνομα Κυρίου)».] 1011 [Дидахе 7.1,3; Мф.28.19]. 1012 Рим. 1.3-[4].