Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/235]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
235 этом он ничего не открыл и не придумал. Культ уже был, доктрина бы¬
ла, была уже община, он был эмиссаром центра, вел пропаганду в ино¬
родной среде, строил эту пропаганду применительно к уровню своей
аудитории, мелкого обездоленного люда, деклассированных «отбросов»,
жаждущих личного спасения, а не суда Божьего и Царства Божьего на
началах справедливости, не мировой революции. Павел ничего не от¬
бросил, ничего не отрицал, он только переставил акценты. После пора¬
жения Великой Иудейской войны положение радикально изменилось,
христианство лишилось своей социальной базы, культ 3-й стадии - это
переориентация на общины новообращенных из язычников, на уровень
паулинизма. *** Предестинация служила обоснованию веры: «кого предузнал, того
и спас»990 - спасение дано по милости Бога, независимо ни от дел Зако¬
на, ни от самого Закона.991 Это снимало внутреннее деление общины на
Израиль и герим, совершенных и новообращенных, снимало социаль¬
ные принципы общины как модели Царства Божьего. «Нет ни иудея, ни
эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, но все и во
всем Христос».992 Спасение здесь - цель, а вера - средство, причем не¬
зависимо от «дел»,993 по милости, по предестинации: кого Бог предуз¬
нал, те верят, и те, кто верят, будут спасены, им предстоит жизнь веч¬
ная.994 Вера, то есть культ, здесь - основа единства общины. «Едины в
тленном, чтобы быть едиными в нетленном» - перевернутый тезис Ди-
дахе.995 Цель - личное спасение; кто предназначен к спасению - члены 990 [См. прим. 545 на стр. 138.] 991 [Рим.4.4,16; ср. Рим.3.24 и др.] 992 [«Нет Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола,
ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы
семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3.28-29);«.. нет ни Елли-
на, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного,
но все и во всем Христос» (Кол.3.11).] 993 [См. Рим.3.20; Рим.3.28: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается
верою, независимо от дел закона» и т.д. Ср. Гал.2.16; 3.2-11 и пр.; ср.
Деян. 13.38-39.] 994 [См. Рим.8.29-30 и др.] [См. Дидахе 4.8]. 995