Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/234]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
234 водством организации евионим. Спор Павла и Иакова Праведного о «ве¬
ре и делах» сводился к стиранию различий между новообращенными и
полноправными членами («совершенными»), к снятию основного орга¬
низационного положения Дидахе: «Не принесет вам пользы все время
вашей веры, если не станете совершенными в последний час»987 - Па¬
вел оставил лишь первую часть этого текста: «понеси, что можешь».988
По Посланию Иакова и Первому посланию Иоанна хорошо видно, что
имелось в виду: Павел - оппортунист. Его оппортунизм был обоснован
тезисом «Христос умер за грешников»989 и подкреплен ортодоксальным
кумранским детерминизмом, предопределением. Речь шла не об обре¬
зании и идоложертвенном, но о действительном отрицании Закона, о
снятии его [Закона] социально-этической основы, заложенной пророка¬
ми, о снятии основы социальной этики партии евионим накануне вос¬
стания - эсхатологической войны за Царство Божье. Община Павла пе¬
рестала быть моделью Царства Божьего на земле. Все это Павел заменил
верой в воздаяние - жизнь вечную в Царстве Божьем. Это объясняет, по¬
чему Маркиона выгнали, когда он привез Послания Павла, а сами По¬
слания взяли. *** Павел еще до Великой Иудейской войны показал, чем может быть
христианство, если выбросить революционную платформу, даже если
оставить суд Божий как религиозную категорию, но не в качестве идеи
мировой революции. Поэтому правы теологи и историки, увидевшие в
Павле одного - и притом важнейшего - из основателей христианской ре¬
лигии. Павел сделал для христианского культа значительно больше, чем
Иисус Христос и, тем более, кумранский Учитель праведности. При ствованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и
желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или
Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да
будет проклят. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благо-
вествует вам не то, что вы приняли, да будет проклят и т. д.»; см. также 2Петра
3.15-16]. 987 [Дидахе 16.2]. 988 Ср. Евангелие от Матфея: «Учение мое благо, и иго мое легко» [вольный
пересказ Мф. 11.30. См. прим. 514 на стр. 127]. 989 [См. прим. 961 на стр. 229.]