Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/232]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
232 но полагать, до отделения, обособления Павла от Иерусалимского цен¬
тра.978 Деяния апостолов дают основание полагать, что Павел был на¬
столько враждебно, в штыки встречен в Иерусалиме, что только арест и
защита римских стражей спасли его от самосуда разъяренной толпы.979
Павла обвинили в отступничестве от Закона, в том, что привел в храм
язычников и т. п., а он защищался от обвинений, выполнил все требуе¬
мое по Закону. Иаков советовал ему совершить требуемое очищение,
снять обвинение в нарушении Закона, и Павел последовал совету, но это
не помогло. Когда в 61 г. Павел прибыл в Иерусалим, чтобы внести собранные
им средства (членские взносы) в казну общины, обстановка в городе бы¬
ла накалена до предела, мы знаем об этом благодаря Иосифу Флавию.980
Может быть, кто-то из новообращенных язычников - спутников Павла,
вызвал возмущение у ревнителей (зелотов), и Павла обвинили в нару¬
шении Закона. Может быть, зелотов возмутил сам факт успешной про¬
поведи Павла среди язычников диаспоры - все это могло быть. Негодо¬
вание толпы, намерение зелотов убить Павла, данный ими обет и арест
сильно драматизированы в Деяниях апостолов, Иаков и община остав¬
лены в тени. Если бы обвинение в несоблюдении Закона исходило от
правоверных иудеев, оно бы в любую минуту могло быть предъявлено
общине и ее руководству. Флавий говорит,981 что в 62 (или 64) году пер¬
восвященник Анан возбудил преследование против общины и подверг
Иакова Праведного в числе нескольких других лиц суду синедриона; они
были осуждены и казнены. Эта расправа вызвала у некоторых уважае¬
мых граждан возмущение действиями Анана, на него была подана жа¬
лоба, и новый прокуратор лишил его звания первосвященника. А против
Павла выступили не власти, а толпа, причем зелоты были зачинщика¬
ми. Ничего не говорится о том, как отнеслась к этому возмущению об¬
щина, только Иаков дал свой совет.982 978 [См. Тит. 1.5: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недо¬
конченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал»;
см. также Тит.3.9- 11]. 979 [Деян.21]. 980 [А/20.8.10]. 981 [А/20.9.1]. 982 [совершить очистительный обряд с четырьмя назореями, взяв на себя из¬
держки за положенную по Закону жертву (Деян.21.20-24).]