Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/230]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
230 предлагал выбросить Ветхий Завет вместе с судом Божьим, а у Павла
проповедь построена на приближении суда Божьего, на том, что насту¬
пают последние времена, конец дней. «Нам, последним посланни¬
кам»,967 - пишет Павел. «И время близко, последнее время, скоро всему
конец».968 Может быть, Павел как универсалист и апостол язычников отвергал
Закон Моисеев, отвергал иудаизм? В известной степени. «Законом не
оправдывается никакая плоть»,969 «Законом познается грех»,970 «Не бы¬
ло бы Закона, не было бы и греха».971 Но и эти положения справедливы
и ортодоксальны для общины Иакова Праведного. Может быть, Павел считал Иисуса Христа, Сына Божьего, вопло¬
щением Духа Святого, богочеловеком, и отвергал его происхождение от
Давида, отрицал так называемый политический (иудаистский) мессиа¬
низм? «Родился от семени Давида, - пишет Павел, - и открылся Сыном
Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых».972
В другом Послании сказано: «Господь наш воссиял из колена Иуди¬
на»973 - совсем ничего нельзя понять! Ведь Евангелия отрицают проис¬ 967 [«Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил
быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сдела¬
лись позорищем для мира, для Ангелов и человеков... Даже доныне терпим го¬
лод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими рука¬
ми. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы мо¬
лим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор.4.9-13).
Ср. речь, произнесенную Евгением Левине на суде: «Мы, коммунисты, у смер¬
ти в отпуску».] 968 [Точнее: «Я вам сказываю, братья: время уже коротко... ибо проходит об¬
раз мира сего» (1Кор.7.29-31). Ср. 1Петра4.7; 1Иоан.2.18]. 969 [«Делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть» (Рим.3.20).] 970 [«Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех,
как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не
говорил: ‘не пожелай’» (Рим.7.7).] 971 [«Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона»
(Рим.5.13).] 972 Рим. 1.3-[4]. 973 Евр. [7.14]; авторство Послания к евреям в каноне приписано Павлу, но во¬
прос об авторстве вызывал споры. [В Риме вплоть до IV в. отрицали принад¬
лежность Послания Павлу. «Четырнадцать Павловых Посланий известны и
принадлежат, несомненно, ему. Следует, однако, знать, что некоторые исклю¬