Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/23]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
23 Учитель праведности (основатель кумранской общины) «до галлю¬
цинации похож»65 на учителя Иисуса Христа. Ученые были поражены
также организационным сходством [кумранской и раннехристианской
общин], текстуальным и фразеологическим [сходством их литературы].
Однако [между ними были серьезные] отличия: Кумран Христианство Мессия должен придти в кон¬
це дней для суда над миром
зла и установления Царства
Божьего на земле. Мессия уже пришел (воскрес),
но суда не было (суд потерпел
поражение, победил Рим). [Нет культа, может быть, есть
зачатки культа]. Культ Иисуса Христа - спаси¬
теля, принесшего себя в (иску¬
пительную) жертву. Иерархия, конспирация, за¬
крытые общины; [нет концеп¬
ции личного спасения]. Демократия, массовая пропа¬
ганда, открытые общины; все
верующие - спасены; личное
спасение. *** Ученые признают сходство, отмечают различия, допускают заимст¬
вования. Фигура Учителя праведности как будто бы облегчает решение
проблемы - охотно стали допускать реальное существование Иисуса
Христа: если был кумранский учитель, почему не могло быть галилей¬
ского? Учитель праведности санкционировал реальное существование
Иисуса Христа. Но тем самым проблема была еще более запутана: со¬
бытие оказалось повторенным дважды, фигуры смещенными и совме¬
щенными. На одной и той же сцене дважды разыгралась одна и та же 65 [Цитируется^. Dupont-Sommer. Le «Commentaire d’Habacuc», decouvertpres
de laMerMorte. Traductionetnotes. -RHR. T. 137,1950,No. 2, c. 122; см. И.Аму-
cm. Кумранская община, с. 202.]