Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/228]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
228 необязательно делать обрезание, был решен не Павлом, а центром орга¬
низации,957 когда Петр в диаспоре оказался среди новообращенных из
язычников, он делал то же, что Павел и Варнава - проповедывал и кре¬
стил.958 В полемике с Иаковом речь шла не об обрезании, идоложертвенном
и т. п., речь шла о другом: Иаков требовал соблюдения принципа соци¬
ально-имущественного равенства в общинах новообращенных,959 «един¬
ства в тленном» на том основании, что они стали «едины в нетленном»,
а Павел считал, что критерием принадлежности к общине является ве¬
ра, что не обязательно достигать совершенства, как требовали Дидахе и
Устав yahad, все делить с братом своим, быть едиными в тленном, ибо
(и тут идет знаменитая апелляция Павла к ветхозаветному пророку, ко¬
торая создала ему имя в истории и историографии) «праведник верою коринфянам; см. Первое и Второе послания к фессалоникийцам. [«При сборе
же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В пер¬
вый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько по¬
зволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду,
то которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего по¬
даяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною
пойдут» (1Кор.16.1-4). См. 2Кор.8-9; см. 2Фес.3.7-10: «мы не бесчинствова¬
ли у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и
день, чтобы не обременить кого из вас. Не потому, чтобы мы не имели власти,
но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам и т. д.» В своих
действиях Павел руководствовался указаниями «столпов» Иерусалимской об¬
щины и главами 11-12 Дидахе]. 957 [См. Деян.15]; см. об этом апокрифическое Евангелие Фомы [13, где Ии¬
сус ставит Иакова Праведного главой общины]. 958 [Деян.10]. 959 [«Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не име¬
ет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют днев¬
ного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: ‘идите с миром, грейтесь и
питайтесь’, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не
имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею
дела; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел
моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»
(Иак.2.14-20 и далее).]