Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/226]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
226 Полемика Павла с Иаковом «о делах и вере» Историческая школа под «делами» понимала соблюдение предписа¬
ний закона Моисеева (обрезание и т. п.) и видела в этом споре конфликт
между свободным универсализмом Павла и приверженностью к иуда¬
изму узкого ригориста Иакова, одного из руководителей иудео-христиан.
Ренан949 950 951 писал об этом так убедительно, что этот предрассудок держит¬
ся и в наши дни - продукт ложной концепции возникновения христи¬
анства на античной почве благодаря воздействию культуры и цивили¬
зации Рима, своего рода реформации иудаизма под напором античной
философии. Авторами этой ложной концепции были Бруно Бауэр и ис¬
торическая школа. Полемизируя со столпами Иерусалимской общины, Павел апелли¬
ровал к ортодоксии, постоянно ссылался на божественное предопреде¬
ление, индивидуальное избранничество, индивидуальную веру. По¬
скольку писания его оппонентов вошли в канон в ничтожном количест¬
ве и в урезанном виде,952 возникла иллюзия, что Павел и был творцом
доктрины предестинации и индивидуальной веры, этих новых фунда¬
ментальных основ христианской религии. Эта иллюзия поддерживалась
ложной концепцией христианства как своего рода высшего достижения
человеческого духа. Мировая империя и должна была породить миро¬
вую религию, как же иначе? В результате Павел оказался творцом но¬
вой религии даже в большей степени, чем Иисус Христос, и главной за¬
ботой новой религии оказалась необходимость перерезать пуповину, со¬
единявшую ее, скорее уже формально, с иудаизмом, сбросить ветхого
Адама, чтобы свободно войти в античный мир. 949 [Выражение «судья стоиту дверей» заимствовано из Послания Иакова (5.9).
Η. Е. считала вероятным, что знамение воскресения Христа (знамя вос¬
стания) было прямым ответом на римские знамена (signa), внесенные Пи¬
латом в город.] 950 [Цитата из Письма Ленина членам Ц. К. от 6 ноября (24 октября) 1917 г.:
«Промедление в выступлении смерти подобно». - В. И. Ленин. Сочинения,
т. XXI, М.-Л., 1928, с. 363. Выступление 27 г. похоже на июльский кризис 1917 г.
или революцию 1905 г., оно привело к аресту руководителей, но руководству
общины, несомненно, казалось, что «промедление смерти подобно», иначе ло¬
зунг восстания не был бы дан. - А. Г] 951 [Э. Ренан. Апостолы, с. 137 и далее.] 952 Послание Иакова, например, [оборвано на 20-м стихе 5-й главы].